Ключевые идеи
Ключевыми идеями социальной инклюзии являются:
- Понимание и признание того, что люди различаются между собой по своему социальному, экономическому и культурному происхождению, особенностями индивидуального развития и это - нормальное явление.
- Лидеры в общине несут ответственность за создание единства и гармонии в социальной среде.
- Социальным группам необходимо оказывать помощь, чтобы они пользовались в обществе равными правами. Нужно понимать, что существуют разные отношения к людям из разных социальных групп.
- Существуют возможности создания учебной среды для учащихся с разным уровнем индивидуального развития.
- Понимание вопроса динамики взаимоотношений между меньшинством и большинством, в том числе и рисков, связанных с процессом интеграции.
Изоляция людей по возрастным, материальным, гендерным, расовым, этническим, религиозным или другим признакам препятствует полноценному развитию общества. Общественно-активная школа должна служить своему местному сообществу и пытаться преодолевать имеющиеся барьеры. Обязанность школы - делать все, чтобы устранить институциональные барьеры для обеспечения максимального участия всех детей и взрослых в жизни школы.
«Социальная инклюзия» - один из стандартных показателей общественно-активной школы, признанный в европейском сообществе, и одно из самых современных требований времени, связанное с формированием в России справедливого демократического общества с равными правами и возможностями.
Инклюзия (с англ. - «Приобщение к кому-то или к чему-то») – новый термин, который вошел в отечественный словарный запас в конце ХХ в. Организация Объединенных Наций приняла Всеобщую декларацию о правах человека, в которой провозгласила, что права человека не зависят от пола, цвета кожи, национальности, религии и т.п.
Это очень важно для людей, которые имеют какие-либо ограничения, связанные со здоровьем, знаниями, особым временным состоянием, для людей, которые маломобильны и требуют дополнительных усилий для «включения» в социальную сферу.
Именно поэтому стандарт «Социальная инклюзия» имеет важное значение для формирования демократического государства и развития социальных стандартов.
Понимание и признание того, что люди различаются по своему социальному, экономическому и культурному происхождению; что лидеры в сообществе несут ответственность за создание единства и гармонии в социальной среде; понимание вопроса динамики взаимоотношений между меньшинством и большинством (в том числе рисков, связанных с процессами интеграции детей с проблемами здоровья в традиционные учебные заведения) - это главные составляющие данного стандарта общественно-активной школы.
Изменение акцентов в трактовке концепции инвалидности приводит к необходимости обеспечения комплексного подхода в создании условий, способствующих реализации людей с инвалидностью прав наравне с другими гражданами страны. Для этого в школе необходимо создать соответствующие условия для:
- признания и уважения в отношении каждого лица;
- предоставления возможностей для обучения и развития, творческого интеллектуального роста каждого человека;
- причастности и участия каждого в принятии решений;
- общего пользования физическим и социальным пространством (например, общественными местами - библиотеками, театрами, парками и т.п.);
- финансовой поддержки социальных программ, так чтобы люди с инвалидностью могли в полной мере, наравне с другими, участвовать в жизни общества.
Во многих развитых странах социальная инклюзия - это общая практика, направленная на решение многих социальных проблем, включая неравномерность доходов, неравенство в сферах охраны здоровья, образования, трудности обеспечения жильем и тому подобное. Сегодня социальная инклюзия - это часть рамочных законов Европейского Союза. Ее четкие границы трудно определить: каждая страна имеет свое понимание социальной инклюзии. Однако повсеместно признается, что социальная инклюзия касается интересов и прав всех людей, включая тех, кто находится в социальных учреждениях, а социально-инклюзивное общество - это такое общество, где все люди ощущают свою ценность, где уважается разность и непохожесть индивидов, а основные потребности удовлетворяются для того, чтобы сделать возможной достойную жизнь.
За последнее десятилетие социальная политика многих европейских стран относительно инклюзии претерпела существенные изменения: от концепции «добавления» к активной сфере жизни людей, имеющих инвалидность, - до концепции «полноправной жизни в обществе равных возможностей».
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)