«Руководящие принципы политики в сфере инклюзивного образования»
Задания для выполнения:
Упражнение начинается с работы в группах, затем результаты работы групп представляются и обсуждаются всеми участниками. Каждая группа получает лист ватмана, фломастеры. Все группы имеют одинаковые задания. Тренер просит разделить лист ватмана на 2 условные части и на каждой из них записать утверждение.
1-часть листа. Сверху записывается утверждение. Государство несет полную ответственность за обеспечение права на образование лиц с инвалидностью / особыми потребностями.
2-часть листа. Сверху записывается утверждение. Система образования имеет все возможности и ресурсы и готова обеспечить качественное инклюзивное образование.
Каждая из групп должна проанализировать данные утверждения и записать на ватмане свои ответы, взглянуть на образование через «призму инклюзии».
После обсуждения презентации групп тренер делает обобщения.
Возможные вопросы для обсуждения во время презентации групп:
- Является ли концепция инклюзивного образования хорошо известной и признанной в России?
- Принимают ли родители активное участие в обучении детей с инвалидностью / особыми потребностями?
- Существуют ли информационно-просветительские программы, направленные на поддержку инклюзивного образования?
- Рассматривается ли инклюзивное образование в качестве важного фактора экономического и социального развития?
- Обеспечивают ли потребности инклюзивного образования существующие объемы ее финансирования?
- Как учитывают потребности детей с инвалидностью / особыми потребностями учебные планы и программы, методы обучения?
- Удовлетворяет ли требованиям обучения детей и молодежи с инвалидностью / особыми потребностями нынешняя система подготовки педагогических кадров?
«Современное состояние и перспективы развития инклюзивного образования в России»
Задание для выполнения:
Тренер объясняет схему по которой участники будут заниматься процессом анализа и планированием политики в сфере инклюзивного образования. Лист ватмана делится на четыре условных квадрата. Сверху каждого из квадратов предлагается написать:
- Политика в сфере инклюзивного образования (как есть?)
- Политика в сфере инклюзивного образования (как должно быть?)
- Проблемы, которые нужно решить.
- Предлагаемые действия.
Каждая из групп выполняет задачи и записывает свои утверждения на листе ватмана. По окончании выполнения упражнения группы представляют результаты работы и обсуждают их. Тренер обобщает все наработки групп и дает единое видение по планированию политики инклюзивного образования в России.
Упражнения к модулю «Консультативная политика»
«Консультативная политика как форма коллективного сотрудничества»
Задания для выполнения:
- Сформируйте группы.
- Попросите одного или нескольких участников группы рассказать свою историю, в которой именно организация коллективного сотрудничества обеспечила достижение результата действия или события в рамках инклюзивного образования.
- Объясните методику проведения упражнения «Рассказывание историй»: вы должны в совершенстве знать историю, которую будете рассказывать. Научитесь рассказывать плавно и выразительно.
- Попросите участников определить и записать методы, которые они использовали для формирования коллективного сотрудничества.
- В группах попросите участников составить общий список методов, основываясь на результатах обсуждения.
- Попросите группы по очереди называть один из методов. Не называть те, которые уже были названы. Записывайте методы на большом листе бумаги.
- Сделайте анализ.
«Уровни формирования «консультативной политики»
«Анализ заинтересованных сторон»
Задания для выполнения:
- Попросите участников в группах попытаться определить заинтересованные стороны по внедрению инклюзивного образования на различных уровнях формирования «консультативной политики», записать на листе А4.
- Попросите участников, по желанию, озвучить свои наработки и прикрепить листы к стене в отведенном для этого месте.
- Смотрите ответы, дополняя или объединяя их там, где это возможно воедино, подчеркнув важность правильного выбора заинтересованных сторон.
«Рассмотрение практических ситуаций»
Задания для выполнения:
Ситуативная карта к выполнению упражнения.
Мальчик Саша проснулся утром еще раньше, чем прозвенел будильник. Сегодня важный день в его жизни: он впервые идет в новую школу. Его семья недавно переехала в новый микрорайон. Саша вспомнил, что в том классе, где он учился, у него осталось много друзей. Было очень трудно с ними расставаться. Ему было грустно.
Но папа сказал, что в новой школе у него появится еще много новых друзей, и от этого стало немного веселее. Саша соскочил с кровати и стал одеваться. На столе его ждали очки. Как они ему уже надоели! Он должен их одеть. Но как к его виду отнесутся новые одноклассники? Саша запаниковал.
Мальчик надел свой новенький школьный костюм, который он покупал с мамой, и настроение значительно улучшилось. На кухне его уже ждал вкусный завтрак. Но от волнения у Саши не было аппетита.
Мама в очередной раз напомнила, что очки стоят очень дорого, и он должен протирать стекла от грязи, беречь от повреждений. «Ну почему у других детей нет этих проблем ?!» - подумал мальчик.
Мама спешила на работу и поэтому подвела Сашу только к двери класса, поцеловала и побежала. Было страшно заходить в незнакомый класс. От волнения Саша не заметил порога, споткнулся и едва не упал на группу мальчиков, которые стояли в классе. Они громко засмеялись. А Саша не знал, куда деться от стыда.
Один из новых одноклассников воскликнул: «Смотрите, у нас в классе теперь будет еще один «очкарик»!». Но прозвенел звонок, и все сели на свои места. Учительница представила детям нового ученика и посадила его на свободное место за третьей партой. Но Саша плохо видел с такого расстояния. Было очень трудно списывать с доски.
Урок наконец закончился, и Саша встал, чтобы теперь уже по-настоящему познакомиться с новыми одноклассниками. Но в это время мимо его парты пробегал мальчик и нечаянно сильно толкнул Сашу в плечо. Его новенькие очки упали на парту и разбились.
Саша возвращался из школы грустный, с полными глазами слез. День был безнадежно испорчен
Описание задачи:
- Предложите участникам проанализировать представленную ситуацию «Что произошло?», «Какая дополнительная информация была бы полезной для лучшего понимания ситуации?», «Что бы участники сделали по-другому в данной ситуации?»
- Попросите участников описать и сравнить точки зрения различных действующих лиц в ситуации.
- Попросите добровольцев поделиться реальными похожими ситуациями, в которых они находились или о которых они слышали. Задайте вопрос: «Как Вы решали эту ситуацию?», «Что было успешным?», «Что можно было бы сделать лучше, по-другому?» Попросите их поделиться соображениями о том, чему они научились из этой ситуации.
- Попросите участников поделиться собственным опытом.
«Карта мнений»
Задания для выполнения:
- Попросите участников в центре бумаги написать ключевое слово. Тренер указывает тематику из которой выбирается «ключевое слово».
- Предложите участникам вокруг ключевого слова написать другие слова, связанные с ним.
- Попросите участников составить свою «паутинку» по данной теме.
- Попросите добровольцев представить свою «паутинку», выделив основные составляющие консультативной политики; другие участники могут делать дополнения.
- На отдельных листах бумаги обобщить: методы формирования консультативной политики, механизмы формирования, пути внедрения, участие сильных сторон. Подвести итог.
«Политико-правовое регулирование работы в сообществе»
«Письменные вопросы»
Задания для выполнения:
- Попросите каждого участника группы записать 1-2 вопроса по теме, фокусируя внимание на важности знания законодательства о правовом регулировании работы в сообществе.
- Попросите нескольких участников зачитать свои вопросы.
- Активизируйте других участников отвечать и обсуждать.
Формы консультирования с общественностью
Задания для выполнения:
Объедините участников в группы. Предложите участникам группы выбрать форму консультирования с общественностью по проблеме образования детей с инвалидностью / особыми потребностями. Подчеркните, что важно участие каждого в выполнении этой задачи. Каждая группа должна выбрать и работать над различными формами консультирования с обществом.
Каждая группа должна:
- Спланировать мероприятия, определив уровень формирования консультативной политики.
- Определить, какие изменения нужны обществу для того, чтобы обеспечить права каждого ребенка с особыми потребностями на равный доступ к качественному образованию.
- Каждая группа должна выбрать докладчика, сделать презентацию.
Влияние «консультативной политики» на процесс принятия решений по вопросам, которые касаются образования детей с инвалидностью / особыми потребностями.
«Международный опыт»
«Определение целей. Требования к постановке целей»
Задание для выполнения:
- Познакомьте участников с критериями формулировки целей.
- Попросите попробовать сформулировать цели к проблеме по внедрению инклюзивного образования.
- Попросите участников озвучить сформулированные цели. Проанализируйте ответы.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)