Предпосылки успеха
Краткосрочные и переходные эффективные изменения, которые должны состояться и в которых каждый игрок должен сыграть определенную роль, следующие:
- Политические партии. Члены парламента и (районных или городских) советов понимают права людей с инвалидностью и хотят активно улучшать их роль в общественной жизни. Люди с инвалидностью представлены в парламенте и других органах, принимающих политические решения.
- Государственные учреждения (национальные, местные). Работники органов власти понимают права людей с инвалидностью. Министерства адаптируют политику, программы по инклюзивному образованию, улучшение доступности услуг по охране здоровья и других услуг. Государственные учреждения учитывают особые потребности людей с инвалидностью. Устраняются физические препятствия и другие барьеры (закрытость информации, отношение работников).
- Организации гражданского общества. Руководство и персонал организаций гражданского общества понимают права людей с инвалидностью. Неправительственные организации хотят обеспечить полную доступность своих услуг. Они сотрудничают с поставщиками специфических услуг (по инвалидности) с целью улучшения их качества. Устраняются физические препятствия и другие барьеры (закрытость информации, отношение работников) к их услугам. Их политика и программы принимают во внимание специальные потребности людей с инвалидностью.
- Религиозные организации. Религиозные организации понимают ситуацию лиц с инвалидностью и прилагают усилия для того, чтобы их члены осознавали ценность людей с инвалидностью в глазах Бога. Они принимают меры для увеличения доступности своих услуг
- Средства массовой информации. Различные средства массовой информации, как телевидение, радио, газеты осознают ситуацию, в которой находятся люди с инвалидностью. В своих программах они освещают вопросы по защите прав людей с инвалидностью.
- Бизнес-учреждения. Частные компании понимают, что люди с инвалидностью имеют возможности, которые могут быть использованы для достижения собственных целей и выполнения их миссии. Отношение менеджмента к трудоустройству людей с инвалидностью положительное, так же, как и восприятие людей с инвалидностью в качестве уважительных клиентов. Они устраняют препятствия для трудоустройства. Они увеличивают доступность информации и услуг.
- Родители. Родители детей знают о возможности получения образования детьми с инвалидностью и видели хорошие примеры инклюзии.
- Сообщества. Люди в сообществах узнали о правах людей с инвалидностью и их возможности сделать вклад в общество. Лидеры выражают потребность в обеспечении равной доступности в деятельности общества.
- Организации людей с инвалидностью. Люди с инвалидностью создают общественные организации и понимают свое право на участие в жизни общества. Они знают, как донести до общества информацию о своих правах и как отстаивать перед органами власти потребность в доступности услуг.
- Представители специальных услуг. Организации, чья работа сосредоточена на людях с инвалидностью, понимают подход, который основывается на соблюдении прав.
- Донорские организации. Донорские организации ознакомлены с международным законодательством. Они проанализировали ситуацию, в которой находятся люди с инвалидностью в странах, где работают эти донорские организации, и проанализировали политику этих стран, предоставив при этом рекомендации по необходимым изменениям с целью их превращения в более инклюзивные
Упражнения к модулю «Введение в вопросы «инвалидности»
«Инвалидность» и дискриминация
Задания для выполнения:
- Тренер обращается к аудитории и просит привести примеры дискриминации людей с инвалидностью по реализации их права на образование.
- Все ответы участников записываются на листке ватмана.
- Тренер просит участников объединиться в пары или небольшие группы.
- Каждая группа или пара должна выбрать один из примеров, записанный на листке ватмана, и обсудить между собой, отвечая на следующие вопросы:
- Кто несет ответственность за дискриминацию?
- Осознают ли ответственные лица, что они ведут себя дискриминационным образом?
- Какие коренные причины дискриминации?
- Касается ли дискриминация только людей с инвалидностью?
- Как насчет их друзей и родственников?
- Что можно сделать для устранения наиболее важных причин и препятствий для полного осуществления принципов равенства и недискриминации?
- Тренер просит каждую группу или пару отчитываться об их анализе, а также в ролях изобразить хотя бы один из барьеров или одну из причин дискриминации.
- В завершение тренер подводит общий итог.
Социальная инклюзия - равенство возможностей для всех
Задания для выполнения:
- Тренер условно проводит линию между двумя стенами комнаты и объясняет участникам, что один конец этой линии символизирует абсолютную инклюзию, а противоположный край означает абсолютную изоляцию, середина этой линии означает нейтральность.
- Тренер, обращаясь к участникам, просит их выбрать себе место на этой линии, в зависимости от их убеждений: Какая политика внедряется в отношении лиц с инвалидностью в реализации их права на образование?
- Когда участники займут свои места на линии, тренер просит их обсудить их положение на этой линии вместе с партнером, который стоит рядом.
- Обращаясь к группам, тренер просит их объяснить почему они заняли эту позицию, выразив аргументы в поддержку.
- По окончании упражнения тренер делает обобщения и предоставляет комментарии.
«Линза инвалидности» - инструмент для разработки и внедрения политики»
Задания для выполнения:
- С целью закрепления материала тренер обращается к участникам тренинга с вопросами:
- Подходит ли одна «линза инвалидности» для всех случаев?
- Можно ли применять одну и ту же «линзу инвалидности» ко всем вопросам и проблемам инвалидности?
- Существует ли универсальная «линза инвалидности»?
- Тренер дает возможность высказаться как можно большему числу участников, а затем делает обобщения.
Возможный комментарий тренера:
Различные органы и учреждения могут разрабатывать свои «линзы инвалидности». «Линза инвалидности» может быть средством анализа и разработки ведомственной, региональной «политики» для того, чтобы она способствовала созданию условий для инклюзивной практики. «Линза инвалидности» применяется для изучения различных аспектов «политики»: начиная от ее анализа и разработки и, заканчивая планированием и реализацией программ и конкретных механизмов и процедур. Потребности лиц с инвалидностью неодинаковы, и поэтому «линза инвалидности» должна учитывать типы ограничений, возрастные, культурные и гендерные характеристики. Кроме того, с помощью нее следует предусматривать возможное влияние политики, законодательства, нормативных положений на людей с инвалидностью, их семьи и их опекунов.
Упражнения к модулю «Разработка социальной политики»
«Процесс разработки социальной политики в сфере образования»
Задания для выполнения:
Тренер сообщает о том, какая работа состоится в группах. Он заранее готовит 5 комплектов стикеров различного цвета (по количеству участников, из расчета 5 участников тренинга в группе) и просит каждого выбрать себе один из стикеров. По цвету стикера формируются группы. Каждая из групп занимает удобное место в аудитории. Группе выдается лист ватмана, фломастеры. Затем тренер объясняет задания: предлагается ответить на вопрос:
- Какие проблемы имеют место в сегодняшней системе образования людей с инвалидностью?
- Каковы причины их существования?
- Какие возможности их решения?
В процессе работы тренер может подойти к каждой группе и уточнить задачи. После окончания работы группы презентуют результаты.
Тренер подводит общий итог и обращается к аудитории с комментариями, предлагая посмотреть на освещенные проблемы и их решения
«Анализ политики в сфере образования сквозь «линзу инвалидности».
Задания для выполнения:
Тренер самостоятельно готовит задания (программы, документы и т.п.) и критерии «линзы инвалидности» для работы групп с учетом целевой аудитории участников.
Пример 1. Критерии «линзы инвалидности»: понимание сущности (контекста) проблем инвалидности; максимальное расширение жизненных шансов для лиц с инвалидностью; устранение барьеров для участия и независимости; привлечение лиц с инвалидностью к разработке нормативно-правовых документов.
Пример 2. Для критериев «линзы инвалидности» можно использовать Конвенцию Организации Объединенных Наций о правах инвалидов (Недискриминация: Прослеживается ли в документе целенаправленная или непреднамеренная дискриминация? Насколько принятые в нем языковые средства свидетельствуют о его «ориентированности на человека»? Можно ли утверждать, что проект Закона не будет создавать предпосылок для дискриминации? и т.д.)
Тренер объединяет участников в малые группы и объясняет задание. Каждой группе дается один из законодательно-нормативных документов в сфере образования людей (детей) с инвалидностью. (Тренер готовит их заранее). Каждая из групп должна проанализировать данный документ через «линзу инвалидности» и представить сделанный анализ всех участников. После представления групп и коллективного обсуждения результатов задачи тренер делает обобщающий комментарий.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)