Комплексный подход к формированию политики
Слово «политика» не имеет четкого определения и является чрезвычайно гибким понятием, которое используется в зависимости от каждого конкретного случая.
Политика разрабатывается тогда, когда существует очень распространенная проблема и непоследовательность в ее решении. Обычно политика дает ответ на вопрос «Что делать?». Следует учитывать, что политику не стоит разрабатывать, если остается непоследовательность или если она не будет иметь обязательной юридической силы. Процесс оценки социальной политики является неотъемлемым условием ее формирования и реализации. Объектом оценки могут выступать как социальная политика в целом, так и отдельные ее составляющие.
Итак, политика разрабатывается, когда:
- Существуют недоразумения или непоследовательность относительно того, как необходимо действовать.
- Существует необходимость правовой защиты.
- Существует несоответствие между декларируемыми законодательством правами и свободами граждан с реальным положением по их реализации.
- Существует необходимость подготовки законодательно-нормативных документов с целью улучшения или изменения ситуации.
- Существует необходимость в отчетности.
- Есть нерешенные вопросы.
- Есть жалобы.
- Слишком много исключений и льготных условий.
- Имеет несправедливое или непоследовательное отношение.
Процесс разработки политики предусматривает несколько последовательных шагов.
Десять шагов процесса планирования и разработки политики:
- Организация команды.
- Установление стратегических целей и задач политики.
- Сбор и анализ данных по определенной проблеме.
- Разработка концепции, философии.
- Формулировка миссии.
- Определение стратегических целей и задач.
- Разработка плана мероприятий.
- Реализация плана мероприятий и распространение информации о нем.
- Обеспечение мониторинга и оценки выполнения плана мероприятий.
- Осмысление полученного опыта и празднование успеха.
Ключевым принципом государственной «социальной политики» должно быть сообщение: «проблема - решение». То есть она должна базироваться на изучении реальных жизненных проблем и на основании их анализа предоставлять практические, реально выполнимые рекомендации по их решению в конкретном обществе, социальной среде. Например, недостаточно только проанализировать причины и формы безработицы, в том числе и среди лиц с инвалидностью, чтобы что-то добавить к пониманию этого социального явления, но и необходимо предложить план действий для разрешения этой проблемы.
Базовым этапом для разработки государственной политики является предварительное глубокое изучение той или иной проблемы исследовательскими центрами, группами специалистов-аналитиков. Прямые отношения между аналитиками и органами власти пока не очень распространены в странах Центральной и Восточной Европы. Однако многие аналитики и аналитические центры влияют на формирование государственной социальной политики путем участия в дискуссиях по определенным проблемам, выступлений в средствах массовой информации, публикации своих исследований в информационных изданиях. И этим приобретением необходимо чаще пользоваться в разработке «политики».
Государственная политика имеет прямое влияние на общество, следовательно, круг людей, которые принимают участие в ее разработке, должен быть, как правило многочисленным и разнообразным. К этому кругу людей или групп лиц, которые прямо или косвенно заинтересованы в исходе «политики», могут принадлежать органы государственной власти, государственные учреждения, широкий спектр негосударственных организаций или социальных групп людей, исследовательские центры, политические партии, отдельные граждане. В демократическом обществе все участники разработки «государственной политики» делают совместно все возможное, чтобы наиболее эффективно отстаивать ту альтернативную политику, которой они отдают предпочтение, например, в деятельности соответствующего государственного органа, среди представителей других исполнительных или законодательных институтов, средств массовой информации.
Методика оценивания социальной политики
Данную методику можно применять для достижения изменений и развития в многочисленных отраслях, в частности, в образовании, планировании на уровне министерств, организаций, компаний и т.д.
Методика «положительного оценивания» основывается на четырех этапах и характерных для них видов деятельности. В основе методики всегда лежит выбор «положительной» темы, которая дает начало всем циклам «положительного оценивания». Чтобы сформировать положительную тему, попробуем превратить «проблему» на «возможности». Например, проблема: Многие дети с инвалидностью находятся в специальных интернатах и оторваны от своих семей. Возможность: Мы можем создать условия для того, чтобы дети с инвалидностью проживали в семьях.
Итак, методика «положительного оценивания» ситуации признает существующие проблемы, но предлагает другой позитивный подход к их решению на всех четырех ее этапах.
- Так на этапе «Открытие» проявляются те ценности и ресурсы, которые могут стать основой для дальнейшего развития. Рассказывая реальные истории и собирая положительные факты о ситуации, мы распознаем скрытый потенциал и начинаем верить в успех.
- На этапе «Мечта» задается вопрос «Что будет, если мы полностью реализуем свой потенциал?». Собирая истории и творчески подходя к процессу, мы формируем общее видение всеми участниками результатов нашего развития.
- На этапе «Дизайн» мы спрашиваем себя: «Как будет выглядеть учреждение, которое сможет легко развить наш потенциал и реализовать нашу мечту?». Мы должны создать реалистичный образ системы, которая сможет реализовать нашу «большую идею».
- На последнем этапе «Судьба» мы формируем программу действий по воплощению нашего общего видения проблемы, ситуации в жизнь. Мы спрашиваем себя «Какие 20% действий принесут 80% результатов?». Изучаем этот вопрос и начинаем реализовывать запланированные изменения.
При анализе проблем, нужно обращать внимание не только на недостатки, но и на то положительные моменты, то, что уже достигнуто. Следует подходить к решению любой проблемы с позиции «положительного оценивания».
«Положительное оценивание» - это коллективный поиск наилучшего в существующих международных и национальных программах, стратегиях, в людях, их организациях, и в окружающем их мире. Оно включает и искусство ставить положительные вопросы, усиливающие способность замечать или находить и увеличивать положительный потенциал. Оно реализует традиционный подход к явлениям, ситуациям, а именно: найти проблему, поставить диагноз и найти решение. Внимание, прежде всего, уделяется тому, что есть плохого или что прекратило функционировать. Поскольку мы ищем проблемы, мы находим их. Наше внимание к проблемам подчеркивает и углубляет их.
«Положительное оценивание» предлагает рассмотреть то, что существует конструктивного в работе учреждений, организаций. Ощутимый результат процесса оценивания - это ряд высказываний или формулировок, описывающих то, чего организация или учреждение хочет достичь на основе лучших моментов из истории этой организации, учреждения. Поскольку эти высказывания основываются на реальном опыте из прошлого, люди знают, как повторить свой успех.
«Положительное оценивание» основывается на предположении, что в любой деятельности организации или учреждения существуют положительные моменты.
«Положительное оценивание» является непрерывным циклом.
Восемь выходных этапов «положительного оценивания»:
- Найти, что работает хорошо. В любом обществе, группе, организации, учреждении есть что-то положительное. Даже проблематичные группы могут чем-то гордиться. Эти сильные стороны следует использовать как основу для дальнейшего развития организации. Чем лучше мы понимаем эти преимущества, тем успешнее мы можем идти вперед.
- Правильно определить центр внимания. Те вещи, на которых люди фокусируются, становятся реальностью, и то, на что они обращают внимание, в основном внедряется. Если люди концентрируются на проблемах, то последние обычно растут. Когда они рассматривают хорошие достижения, то это может перерасти в реальность.
- Создавать реальность. Реальность творится в определенный момент. Она может определяться по-разному разными людьми.
- Задавать правильные вопросы. Вопросы, которые задают людям, влияют на них определенным образом.
- Переносить прошлое в будущее. Обычная тревога, обусловленная неизвестностью, уменьшается, когда мы работаем уже со знакомыми нам вещами, которым мы доверяем.
- Переносить лучшее из прошлого. Перенося определенные части прошлого в будущее, люди должны выбирать лучшее из них. Иногда люди не замечают своих сильных сторон, когда они пытаются решить проблему. Для того, чтобы достичь своей цели в будущем, важно сконцентрировать внимание на позитиве и начинать действовать с учетом своих сильных сторон.
- Ценить различия. Умение ценить различия является важным фактором процесса. Организации, институты - это живые системы, богатые на возможности, которые нетрудно заметить, если этого хотеть.
- Употреблять положительную речь. Речь, употребляемая людьми, создает их реальность. То, как люди говорят о себе и окружающем мире, определяет природу их опыта.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)