Организация доступности
Обследование доступности проводится не спонтанно, а на чей-то заказ, например, владельца или распорядителя сооружения. Заказчик может и должен конкретизировать цель аудита, границы объекта, возможно, объем планируемого переоборудования. Может поступить, например, заказ на аудит здания школы, а может только на кабину лифта. Хорошо также заранее выяснить, что это за объект, как он используется сейчас и как планируется дальше, кто работает (есть ли в штате лица с инвалидностью) и, кто является клиентами обследуемого объекта, в чем главные проблемы. Возможно, что-то уже было сделано для доступности объекта. Заранее надо собрать максимум нужной информации, это сэкономит время при непосредственном проведении аудита. Стоит еще раз пересмотреть те разделы строительных стандартов, которые могут понадобиться в ходе аудита. Если есть план или карта, надо их иметь с собой. Можно заранее наметить примерный маршрут аудита. Следует позаботиться об официальном разрешении на доступ и о возможности попасть во все необходимые места. В группе, которая проводит аудит, представитель заказчика может присутствовать или отсутствовать. Сам аудитор - как правило, только консультант, он дает советы, а решение о том, какое переоборудование необходимо сделать и каким именно образом, принимает заказчик с помощью других специалистов. Поэтому надо сохранять корректность, точность мысли, реализм и избегать субъективности.
Инструменты, применяемые при проведении аудита доступности. Инструменты должны быть исправными, некоторые из них нуждаются в периодической официальной проверке. Иногда бывает необходимо провести также более специфические измерения - например, уровня шума, освещения или загазованности.
Техника и способ измерения также имеют значение. Нужно думать реалистично, как пользователи. Замеры расстояния, пространства нужно делать в критических местах - например, в самом узком месте, там, где проход перекрывают предметы, а ширина прохода дверей или балкона берется «на просвет», то есть, учитывая выступание полотна открытых дверей, расстояние до парапета, а не к краю плиты с учетом выступающих элементов, которые могут мешать в передвижении. Все измерения отражаются в плане и заносятся в журнал. Если измерения наговариваются на диктофон, после проведения аудита их надо прослушать и внести в журнал и план. Для пользования всеми этими устройствами в составе группы иногда необходимо иметь с собой ассистента, достаточно сильного и аккуратного.
Внедрение концепции универсального дизайна
Традиционно инвалидность рассматривалась как недостаток, не позволяющий людям с инвалидностью вести «нормальную» жизнь. Они воспринимались как такие, которые из-за ограничений своих возможностей имеют меньшую ценность и требуют специализированного ухода или создания специальных условий содержания. Во многих случаях такие люди оставались изолированными в своих домах или в специализированных учреждениях. В таких условиях люди с инвалидностью превращались в довольно изолированную группу населения и не имели возможностей для взаимодействия с обществом. В 60-е годы прошлого века в мире начали появляться программы социального обеспечения, целью которых было обеспечить поддержку значительно более широких групп населения, живущих в бедности или с инвалидностью. Но эти программы продолжали базироваться на традиционном подходе - оценке способности человека адаптироваться в мире, приспособленном для жизни людей без инвалидности.
Но именно в это время было разработано много социальных движений в защиту гражданских прав человека. Мировые демографические сдвиги (в частности, увеличение продолжительности жизни) обнаружили тенденцию к старению населения Земли. Прогресс в развитии медицины в послевоенные годы доказывал, что вероятность выживания после ранения или болезни стала значительно выше. Люди стали жить дольше, так увеличивалась продолжительность жизни людей с тяжелыми поражениями. Права и потребности пожилых людей и людей с инвалидностью вышли на первый план. Появление новых законов, которые служили продвижению идеи социальной инклюзии и предупреждению дискриминации, вызвало определенное давление на все социальные отрасли (строительство, транспорт, информацию, образование и т.д.) с требованиями о создании доступных и пригодных к использованию товаров, услуг и условий окружающей среды большинством населения, с максимально возможным учетом всего спектра функциональных различий людей. Формировалась система взглядов, закрепленных в законодательстве многих стран, которые акцентировали внимание на разработке «безбарьерного дизайна», направленного на устранение препятствий для людей с инвалидностью. То есть «доступность» в широком смысле начала восприниматься не как дополнительная льгота, а как инструмент в борьбе с социальной дискриминацией.
Заметное влияние на развитие безбарьерного дизайна вызвали изменения в трактовке инвалидности не с позиций определенных ограничений человека (физических или психических), а с позиций социального потенциала каждой личности, на пути реализации которой становятся определенные препятствия. Эти изменения обусловили появление новых подходов к философии дизайна, в которых с самого начала процесса проектирования учитывались потребности пользователей.
Часто термин «Универсальный дизайн» используют в смысле «дизайн для всех» или «инклюзивный дизайн». Это не стиль дизайна, а ориентирование на любой процесс дизайна под линзой социальной гармонии. То есть процесс, который начинается с осознания проектировщиком собственной социальной ответственности и ориентируется на разнообразие потребностей, способностей и опыта пользователей.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)