Компенсаторные средства и доступность
Все перечисленные компенсаторные и вспомогательные средства способствуют обеспечению принципов «доступности» для лиц с инвалидностью и других маломобильных групп населения. То есть, при обустройстве уличной среды, или входов в здания и их внутреннего пространства, необходимо учитывать особенности и возможности использования компенсаторных и вспомогательных средств, которыми пользуются люди с инвалидностью, и другие маломобильные группы населения.
Например, если организовывать рабочее место или обустраивать жилье для человека в коляске, нужно учесть тот факт, что ему необходимо больше пространства для маневрирования. Этот аспект нашел отражение в государственных строительных нормах, где есть расчеты пропускной способности холлов, коридоров, производственных и офисных помещений и путей эвакуации с четким учетом разницы между тем, какая площадь необходима человеку в положении стоя или человеку в коляске, на костылях или с ходунками.
Перемещение людей в колясках (родители толкают коляску или человек сам (или с посторонней помощью) передвигается в инвалидной коляске), требует наличия плоских поверхностей (без стремительных подъемов и спусков), порогов и бордюров не выше 4,5 см. Более того, на таких маршрутах не должно быть лестницы. Эти требования продиктованы условиями безопасности передвижения и целесообразности эргономических усилий, которые тратятся для движения. С учетом особенностей передвижения в коляске, разработаны определенные стандарты строительства пандусов и высоты бордюрного камня в местах пересечения тротуаров и проезжей части улиц. Для того, чтобы человеку было удобно и безопасно двигаться в коляске (избегая рисков фронтального или бокового опрокидывания) пандусы не должны иметь уклон больше 10%. А что касается высоты бордюрного камня (2,5-4,5см), то может возникнуть вопрос: Почему бы не заложить в требования действующих стандартов запрет любых неровных поверхностей в уличной сети? А потому, что в таком случае интересы людей, передвигающихся с помощью инвалидных колясок, могли бы конфликтовать с интересами тех, кто вообще не видит. Для незрячих важно иметь тактильные указатели, чтобы с помощью касания их тростью легче ориентироваться в пространстве. И это не столько вопрос удобства, сколько в большей степени вопрос личной безопасности. Очень просто представить себе опасность, которая возникает для незрячего человека, если он, не имея четких ориентиров, выходит на проезжую часть с оживленным движением.
Для обеспечения беспрепятственного прохода для людей с недостатками зрения на пешеходные пути (тротуары) не должны выступать кусты зеленых насаждений, свисать ветви деревьев. Вывески или другие предметы не могут быть расположены ниже 210 см от уровня поверхности. Почему именно так? Да потому, что незрячие ориентируются с помощью трости, касаясь ею поверхности тротуара. И если какое-то препятствие находится на высоте более 30 см, но ниже указанных 210 см, то возникает опасность, что такой человек испытывает значительный ущерб от столкновения с этим объектом.
Соблюдение требований по учету состояния и перспектив использования компенсаторных и вспомогательных средств в обеспечении доступности для лиц с инвалидностью и маломобильных групп населения является актуальной проблемой в России.
Эволюция развития компенсаторных средств
Самый древний из известных ныне протезов конечности был обнаружен на древнеегипетской мумии. Он изготовлен из кожи и дерева между 1000 и 600 годами до нашей эры. Изобретение инвалидной коляски принадлежит Китаю и датируется шестым веком до нашей эры. Эти средства, на современный взгляд, очень далеки от совершенства, но они в определенной степени позволяли преодолевать немощь тем, кто ими пользовался.
На основе анализа отечественной и зарубежной практики организации безбарьерной архитектурной среды решаются следующие основные проблемы, с которыми сталкиваются представители маломобильных групп населения. Для людей в колясках - это преодоление перепадов высоты, слишком высокое расположение объектов, маневрирование в узком пространстве, проезд через дверные проемы, преодоление лестницы. Для лиц, пользующихся костылями или палками, снимается проблема преодоления высоты, но добавляется проблема входа на эскалатор (здесь необходима скорость маневра). Для незрячих - ориентирование в пространстве, переход дорог, распознавание опасных ситуаций, поиск входа в то или иное помещение или здание. Для лиц с недостатками слуха - опять-таки переход улиц и невозможность пользоваться голосовыми объявлениями. При строительстве, реконструкции или обустройстве любой среды необходимо учитывать ряд особенностей, которые будут способствовать комфортному пребыванию в нем человека с физическими / сенсорными или когнитивными нарушениями:
- Высота и расположение элементов конструкций (дверных ручек, выключателей света, кнопок вызова персонала, лифтовых панелей, телефонов, банкоматов и т. д.) должны быть в зоне комфортной досягаемости для человека в инвалидной коляске и обычного человека.
- Обеспечение достаточного пространства для маневра: ширина проема дверей, коридоров, проходов должна обеспечивать человеку в коляске свободу передвижения, а также возможность свободно разминуться с другим человеком в коляске.
- Достаточная высота дверных проемов и потолков, отсутствие препятствий на полу (которые люди с недостатками зрения не в состоянии обнаружить с помощью трости).
- Зоны парковки автомобилей для людей с инвалидностью должны иметь разметку дополнительного пространства для высадки и посадки.
- В зданиях не должно быть порогов выше 2,5 см.
- Места перепада уровней между горизонтальными участками пешеходных путей или пола внутри зданий выше 4,5 см должны обустраиваться пандусами.
- Наличие информационных табло - визуальная информация о расположении приспособленных для лиц с инвалидностью мест и услуг, представленная символами, применяемыми в международной практике.
- Наличие звукового дублирования визуальной информации - для лиц с нарушениями зрения.
- Наличие визуального дублирования звуковой информации - для лиц с недостатками слуха.
- Наличие специальных мест для зрителей на колясках в театрах, концертных залах и спортивных сооружениях и тому подобное.
- Наличие специальных оборудованных туалетов (или туалетных кабинок) и душевых кабин для людей с ограниченной подвижностью.
Транспортная доступность - это возможность лицам с физическими, сенсорными или когнитивными нарушениями оставаться мобильными и пользоваться всеми услугами и транспортными сооружениями самостоятельно, несмотря ни на какие обстоятельства и при любых условиях. Отсутствие транспортной доступности накладывает препятствия для трудоустройства, образования, подготовки кадров, здравоохранения и социальных услуг. По сути, проектирование массовых сооружений с учетом потребностей лиц с инвалидностью - это не такая и сложная проблема. Все требования четко изложены в различных технических регламентах и нормативных актах. Никаких сверхъестественных технологических решений она не требует. Нужно только учесть, что вокруг есть люди, которым жить гораздо сложнее, чем тем, кто не имеет явных физических проблем, и пытаться облегчить им жизнь.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)