Экономическая эффективность инклюзивного образования
Для всех образовательных систем решающим вопросом является стоимость образования, в частности по созданию образовательных заведений для всех детей, которые должны учиться. Нередко ошибочно считается, что образование требует больших расходов, тогда как для того, чтобы учить всех детей, необходимы лишь незначительные приспособления. По данным многочисленных исследований, инклюзивное образование является не только экономически эффективным, но и рентабельным, причем равенство способствует достижению отличных результатов. Страны мира, которые ввели практику инклюзивного образования, имели возможность убедиться в нецелесообразности параллельного существования различных систем управления, организационных структур и услуг, а также, нереалистичный с финансовой точки зрения вариант специальных школ.
Однако, рассматривая общество как целостную систему, более уместен вопрос о расходах общества, когда оно не предоставляет образование всем детям. В таком контексте становится понятно, что наиболее рентабельным является обеспечение образования для всех детей. Ведь образование является той угловой основой, от которой зависит выживание человечества и развитие нации. Это важная инвестиция, где компромиссы недопустимы. Поэтому, вместо того, чтобы сосредотачиваться на сокращении расходов, системам необходимо изучить пути минимизации бесполезного расходования ресурсов и способы оптимального их использования для повышения экономической эффективности образования. В странах с недостаточными ресурсами был разработан ряд мероприятий, направленных на распространение инклюзивного образования. К ним относятся:
- каскадные модели профессионального развития на основе подготовки тренеров;
- установление контактов между студентами университетов и школами для прохождения педагогической практики в пределах допрофессиональной подготовки;
- реорганизация специальных учебных заведений в ресурсные центры для оказания профессиональных консультаций и поддержки объединениям обычных массовых школ;
- развитие потенциала родителей и привлечение ресурсов общества;
- привлечение самих учащихся к программам «равный-равному»;
- формирование классов, в которых учатся дети с разными способностями.
Обеспечение образования в школах детям с инвалидностью и предоставление дополнительной поддержки должны уменьшить необходимость расходования больших средств и значительно сократить расходы общества на поддержку этих лиц в дальнейшей жизни.
Бережное использование имеющихся ресурсов является межотраслевой темой: то, как осуществляется управление использованием ресурсов, влияет на политику и стратегии, структуры и системы и практическую деятельность. Поэтому важно наладить деловые отношения между правительствами и другими потенциальными партнерами финансирования развития инклюзивного образования. Например, единый подход к финансированию услуг в сфере образования является важным шагом вперед в этом направлении. В то же время, значительный объем средств можно найти благодаря повышению рентабельности образования.
Обеспечение ресурсов, направленных на оказание поддержки всем ученикам, является еще одной межотраслевой темой. Сюда относятся те ресурсы, которые служат дополнением к тому, что может школьный преподаватель предоставить своим ученикам.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)