От социальной инклюзии к инклюзии в образовании
Сегодня ведущей стратегией политики многих стран можно считать научно-обоснованное и доказанное практикой утверждение что «экономически целесообразным является осуществление инвестиции в человеческий капитал везде, где это возможно, вместо прямого инвестирования в социальное обслуживание». Согласно этой стратегии инклюзия людей с инвалидностью в общество рассматривается как стратегическое направление социального инвестирования для будущего.
Прежде всего, вопросы социальной инклюзии должны найти свое отражение в сфере образовательной политики, потому что образовательная система является отражением состояния общества и одновременно важным средством его перестройки.
Цель образовательной инклюзии заключается в ликвидации социальной изоляции (исключение), которая является следствием негативного отношения к разнообразию. Отправной точкой этого понятия является убеждение, что образование является одним из основополагающих прав человека и основой для более справедливого общества. На международной конференции Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры «Инклюзивное образование: путь в будущее» отмечалось:
«Введение инклюзии в сфере образования является не второстепенным, а центральным вопросом для обеспечения высококачественного образования и создания более инклюзивных обществ. Образование рассматривается как средство развития человеческого капитала, повышения экономических показателей, усиления индивидуальной способности и расширения границ выбора для использования свобод гражданства. Образование способствует развитию способности лица или группы лиц принимать собственные решения и больше, чем когда-либо прежде, творить свою судьбу. Кроме того, образование является важным средством преодоления исключения для взрослых и детей, увеличивая их способность получать возможности для более полноценного участия в жизни своих сообществ».
Инклюзия - это политика и процесс, которые обеспечивают полное участие всех членов общества во всех сферах жизнедеятельности
Инклюзивное образование: истоки и концептуальные положения
Специализированное учреждение Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры рассматривает инклюзии в образовательной сфере как динамический метод положительного реагирования на многообразие ученического контингента и отношения к индивидуальным различиям не как к проблемам, а как к возможностям для обогащения учебного процесса.
Традиционно в большинстве стран мира применение концепции и методов инклюзии в сфере образования главным образом ограничиваются контингентом учащихся, которых относят к категории лиц с особыми потребностями, детей с инвалидностью, а также беженцев.
Инклюзия в существующем ныне виде берет начало со специального образования, которое в своем развитии прошло несколько этапов, на которых рассматривались различные способы учета потребностей детей с инвалидностью, особыми потребностями. Практические достижения специального образования были перенесены в общий образовательный поток в рамках подхода, который получил название «интеграция». В образовании концепция интеграции возникла в 80-х годах, как альтернатива школьным моделям обучения в специальных заведениях. Интеграция предусматривала привлечение учеников, которых относят к категории лиц с особыми потребностями, в общеобразовательные школы. Реструктуризация и укрепление материально-технической базы, увеличение количества специальных классов и специальных педагогов в обычных школах, «интеграция» учащихся с особыми потребностями в обычные классы и обеспечение их учебными материалами были и до сих пор являются некоторыми главными составляющими, которые необходимы для применения моделей интеграции. Но главная проблема этого шага заключается в том, что включение специального образования к общему потоку не сопровождалось изменениями в организации работы обычной школы, ее учебных планов, программ и методик обучения. Поэтому, отсутствие организационных изменений оказалось одним из важнейших препятствий для внедрения инклюзивной образовательной политики.
После 90-х годов границы распространения, цели, содержание и ожидаемые результаты по интеграции в образовании существенно изменились. Эти изменения, в целом, связаны с признанием того, что интеграционная модель, которая основывалась только на закрытии специальных школ и «добавлении» учащихся в общеобразовательные школы не соответствовала разнообразию потребностей учащихся.
Подготовка педагогов
В системе инклюзивного образования все педагоги должны иметь положительное отношение к разнообразию потребностей и интересов учащихся и понимание сущности методов инклюзивного обучения, разработанных как с помощью начальной подготовки, так и непрерывных процессов профессионального развития. Большинство видов инклюзивных методов обучения, необходимых учителям и педагогам, можно осветить как в период их начальной подготовки, так и путем проведения краткосрочных учебных курсов без отрыва от основной работы. Поэтому базовая программа их подготовки может содержать рекомендации о том, как:
- превращать результаты соответствующих исследований (в том числе исследований на основе коллективного обсуждения проблем) в эффективные методы преподавания;
- оценивать прогресс всех учеников в процессе прохождения ими учебной программы, в том числе методы оценки учащихся, чей уровень знаний является низким, а прогресс медленным;
- использовать оценки как инструмент планирования;
- наблюдать за успеваемостью;
- соотносить поведение отдельных учащихся с обычными моделями развития (это особенно важно для учителей, работающих с маленькими детьми);
- привлекать родителей и учеников к процессу оценки;
- работать с другими специалистами, знать, когда уместно обратиться к ним за специализированной консультативной помощью и как использовать их рекомендации для целей образования.
Важную роль в формировании общественного мнения по инклюзивному образованию, анализу и пропаганде проблемы отбора необходимой мысли и научной информации, систематических данных с целью нахождения решений на местном уровне могут играть научные сотрудники и аспиранты. К главным лицам, формирующим общественное мнение относительно инклюзивного образования, относятся преподаватели, научные работники и руководители общественных организаций. Усилия общественности можно мобилизовать путем налаживания партнерских отношений и создания сетей с другими учреждениями.
Задача директивных органов и администраций заключается в оказании поддержки инициативам и содействии их распространению. Введение инклюзивных принципов и методов в процесс профессиональной подготовки не приведет к быстрым изменениям - но создаст ключевую группу специалистов, ориентированных на развитие инклюзивного образования.
Можно определить и ввести в действие каналы связи. Главным каналом связи являются средства массовой информации. И поэтому, может потребоваться стратегия управления средствами массовой информации. К другим каналам относятся: профессиональные журналы, видеоматериалы и специально организованные конференции и мероприятия по распространению информации.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)