Благотворительная модель инвалидности
Благотворительная модель изображает людей с инвалидностью как жертв обстоятельств, которые заслуживают сочувствия. Эта модель наиболее используется людьми без инвалидности, в том числе благотворительными организациями для объяснения того, что такое «инвалидность». По концепции этой модели люди с инвалидностью считают жертвами трагедий. Они требуют ухода, не способны управлять своими делами, а для выживания нуждаются в сострадании и помощи. С сострадания к лицу с инвалидностью берет свои корни и культура его «ухода». Хотя она во многих отношениях заслуживает похвалы, но в ней содержится определенная опасность. В глазах «сочувствующих» доноров предоставление благотворительной помощи несет с собой ожидания благодарности и ряд условий, которые накладываются на получателя такой помощи. Первое является проявлением превосходства или снисхождения; второе ограничивает возможности выбора для людей с инвалидностью. Например, работодатели могут сделать вывод, что финансовая благотворительная помощь удовлетворяет все социальные и экономические обязательства, вместо того, чтобы решить реально существующую проблему создания рабочего места, что будет способствовать трудоустройству людей с инвалидностью. Сосредоточивая внимание только на разовых благотворительных поступках и помощи, сторонники этой модели часто относят решения главных вопросов на второстепенное место. Многие люди с инвалидностью считают, что привлеченные средства от благотворительности должны направляться на создание возможностей для полноправного участия и интеграции людей с инвалидностью в жизнь общества в качестве равноправных граждан, нуждающихся в уважении наравне с другими.
Медицинская модель инвалидности
Медицинская модель рассматривает «инвалидность» как дефект или болезнь, которые требуют, прежде всего, медицинского вмешательства. Господствует убеждение - если человека вылечить, его проблема перестанет существовать. При таких условиях человек с инвалидностью, в силу обстоятельств, оказывается отстраненным от общественной жизни. Жизнедеятельность такого человека сосредотачивается в кругу ближнего окружения: семьи, семейных отношений и поставщиков медицинских услуг. При этом врачи и другие специалисты выступают наиболее компетентными и влиятельными в решении проблем этой группы населения.
Когда люди болеют, они освобождаются от обычных обязательств перед обществом: ходить в школу, работать, выполнять определенные обязанности в семье и т.д. Также ожидается, что для улучшения своего состояния они должны попасть под опеку медиков. Поэтому до недавнего времени большинство политических вопросов во многих странах мира по инвалидности воспринимались как «вопросы здоровья», и в этой сфере политики главными «контактными» лицами считались врачи. Их решения влияли на то, в какую школу пойдет ребенок с инвалидностью и может ли вообще он учиться, какую реабилитационную поддержку получит человек с инвалидностью, может ли человек с инвалидностью работать, рожать детей, самостоятельно и независимо жить.
Медицинская модель является, безусловно, ошибочной, поскольку люди с инвалидностью не обязательно больные и их состояние здоровья не обязательно может быть улучшено медикаментозным восстановительным лечением. Эта модель демонстрирует «избыточную опеку», направленную на решение проблемы путем предоставления ухода и нередко - через содержание в специальных заведениях. Это ограничивает возможности людей с инвалидностью по выбору и контролю над своей жизнью и развитию своего потенциала. Эта модель способствовала также появлению предубеждений, существующих сегодня, например, среди работодателей. Поскольку, согласно ее концепции, причина «инвалидности» является «медицинской», то человек с инвалидностью, в силу этого факта, имеет плохое состояние здоровья, следовательно, будет часто находиться на больничном, производить продукцию низкого качества, его работа будет менее производительной, чем других коллег по работе.
Реабилитационная модель инвалидности
Данная модель - это ответвление, разновидность медицинской модели. Она рассматривает инвалидность как потребность в услугах специалиста по реабилитации (медицинской, физической, психологической) или другой вспомогательной профессии.
Права человека с инвалидностью
Права человека с инвалидностью, как и права человека вообще, индивидуальные. Мы говорим о правах каждого отдельного человека. Это важно, поскольку каждый человек имеет свое особое мировосприятие, особые возможности. То, что для одного человека может быть не важным, для другого, наоборот, играет значительную роль и влияет на чувство собственного достоинства.
Если человек с инвалидностью имеет определенное право, это означает, что должны существовать процедуры его выполнения. Наличие права означает возможность предъявлять претензии / обжалования, иначе право остается лишь декларацией.
Права человека с инвалидностью не следует рассматривать сквозь призму взаимоотношений «человек (ребенок) с инвалидностью - родители». Эти взаимоотношения лежат в плоскости автономии семьи. Когда речь идет об опекунах, здесь ситуация несколько иная. Опекунам государство делегирует свои полномочия, оно же, соответственно, и контролирует их действия в отношении лица, над которым установлена опека. Опекуны, если человек нуждается в них, или родители ребенка с инвалидностью являются законными представителями человека с инвалидностью и представляют его перед государственными органами, а также в случаях нарушения их прав. Разница между родителями и опекунами в том, что действия опекунов имеют прямую подконтрольность со стороны государства.
Если любое лицо, которое представляет определенную социальную группу (как гражданин / гражданка, родители, ученики и т.д.), не выполняет свои обязанности, оно может быть наказано в соответствии с законом или ограничено в правах, но такое лицо нельзя лишить прав человека. Права человека не зависят от состояния здоровья и от медицинского диагноза. Состояние здоровья только может определять, в какой именно поддержке нуждается человек для обеспечения его прав без какой-либо дискриминации.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)