Стереотипы относительно людей с инвалидностью
Социальные стереотипы в отношении к людям с инвалидностью имеют очень сложный характер в нашем обществе. К людям с инвалидность часто относятся с чувством неприязни и страха, как к людям, от которых хотели бы дистанцироваться.
Стереотипы, предубеждения в отношении людей с инвалидностью сыграли значительную роль в ограничении возможностей включения их в общество и вызвали значительный социальный и личный вред. Например, люди с инвалидностью, на которых уже навешен ярлык «инвалид», могут сталкиваться с дискриминацией при поиске работы, друзей и иногда – даже, когда пытаются воспользоваться своими гражданскими правами.
Существует много мифов в отношении людей с инвалидностью, именно они и создают негативные стереотипы и открытое предупреждение. Среди наиболее распространенных стереотипов такие: люди с инвалидностью пассивные, слабые, неприятные, зависящие, недружественные, жалкие, это зло, бремя для общества; люди с инвалидностью не в состоянии работать и конкурировать на открытом рынке труда, не образованные, нуждаются в благотворительной помощи, от них нет ни экономической, ни духовной пользы обществу.
К середине 1990-х диагноз умственной отсталости был установлен вдвое большему количеству человек по сравнению с 1950-ми, и в то же время 65% респондентов отметили, что существует много предубеждений, связанных с установлением диагноза «душевнобольной», и еще оставалось сильное возражение против размещения по соседству заведений для людей с умственными недостатками.
Менялось общество, менялись стереотипы, но одна общая мысль, которая проходила через годы и через все типы стереотипов - «инвалид» означает «нет». Такое мнение основывалась скорее всего на незнании ситуации и незнании самих вопросов «инвалидности».
«Видеть «ценность», вместо инвалидности»
Бизнес компании в Америке начали рассматривать вопрос инвалидности. Проанализировав 800 крупнейших компаний в Северной Америке, выяснилось, что 6% из них в пределах собственного бизнеса делают определенные шаги в сфере инвалидности. Например, прибор для распознавания голоса был разработан в 1970-х годах Дмитрием Каневским, российским гением, который имеет поражение слуха. Сегодня это бизнес, который оценивается в 5 биллионов долларов и дает прибыль на промышленном уровне - 22%. Некоторые компании ничего не делают на этом рынке, поскольку считают вопрос инвалидности - благотворительной деятельностью. В типичной компании инвалидность - это «рыжий приемный ребенок» разнообразия. Поэтому деятельность таких компаний включает в себя события вроде благотворительного обеда, издания брошюр по «этикету» по инвалидности и посещение благотворительных мероприятий. Эта деятельность ничего не делает для того, чтобы сдвинуть проблему с места. Это нужно менять, поскольку большинство наблюдателей приходят к выводу, что фирма не серьезная в своих намерениях и не замечает ценности людей с инвалидностью для бизнеса. Некоторые фирмы просто выписывают чек на имя благотворительной организации, получая за это налоговые льготы. Это говорит о том, что они не ценят этот рынок потенциальных потребителей или работников. Сегодняшние потребители с инвалидностью ожидают своей интеграции как элемента бизнес-стратегии, а не просто части корпоративного плана по социальной ответственности. Лучшие компании (50 фирм в Северной Америке) с готовностью признают, что они только поверхностно касаются вопросов инвалидности. Они относятся к людям с инвалидностью так же, как и к любому другому новому рынку.
Медиа-портреты людей с инвалидностью
Людей с инвалидностью можно описать (по крайней мере в средствах массовой информации) как незаметное меньшинство, хотя большое количество населения имеет физические или умственные недостатки и о них в последние годы почти не вспоминают средства массовой информации. Более того, когда в средствах массовой информации появляются или упоминаются люди с инвалидностью, они почти всегда играют роль, которая соответствует сложившимся в обществе стереотипам.
Модели инвалидности
Различные толкования сущности понятия «инвалидность» легли в основу формирования существующих «моделей инвалидности», которые являются ярким отражением общественного мнения определенного периода к людям с инвалидностью. На протяжении истории развития человечества на формирование моделей инвалидности влияли два философских подхода. Согласно первому, люди с инвалидностью рассматриваются как зависящие от общества, согласно второму - это потребители того, что предлагает общество. Философия каждой модели инвалидности не возникает и не исчезает внезапно, модели могут дополнять друг друга, могут иметь сторонников в течение длительного времени и даже веков, их разработка и распространенность обеспечивают большое количество меняющихся отношений общества к инвалидности в определенное время.
Моральная модель «инвалидности»
Концепция этой модели сводится к тому, что «инвалидность» является следствием греха. Это самая старая модель. Сегодня она наименее распространена. Ее еще называют «моделью личной трагедии». При таком подходе «инвалидность» связывается с наказанием за совершение лицом или кем-то из членов его семьи, родственниками преступления. Инвалидность с рождения может иметь место по причине действий, совершенных в предыдущих реинкарнациях. Последователи этой модели считают, чтобы избавиться от негативного воздействия, которое может повлечь «отличающийся» человек, можно применить метод изгнания бесов или жертвоприношения. В некоторых случаях наличие инвалидности у одного из членов семьи ставит всю семью в положение стигматизированных, понижая ее статус или даже вызывая полную изоляцию от общественной жизни. Инвалидность может быть интерпретирована как несостоятельность человека «вписаться» в структуру семьи, или может рассматриваться как необходимость переживать горе и страдать перед получением определенных духовных вознаграждений в будущем.
Эта модель может существовать в любом обществе, где инвалидность связывается с пренебрежением, страхом и предубеждением. Понятие греха или святости, неполноценности, слабости, ухода и сочувствия, исцеления, бремени создали основу для представлений в отношении группы людей, к которым начали применять «общественные ярлыки». Людей с инвалидностью во времена преимущества нравственной концепции в обществе часто исключали из общественной жизни, их выживание было под угрозой, потому что они считались «монстрами» и, соответственно, не были достойны статуса человека. Некоторые становились бездомными по причине бедности или позора.
Религиозные общины в пределах своего поселения по-разному реагировали на эти группы людей. Среди самых распространенных реакций можно отметить, например, изгнание бесов, ритуалы очищения, или же предоставление ухода, убежища в знак проявления милосердия и христианского обязательства перед «нуждающимися». Хотя моральная модель исторически является старейшей и сегодня применяется редко, однако существует еще много культур, которые ассоциируют инвалидность с грехом и позором, с чувством вины, даже если это ощущение, завуалированное в религиозной доктрине.
Общий результат нравственной модели инвалидности - «исключения» из общества людей с инвалидностью. К сожалению, эта модель может существовать в любом обществе, где инвалидность или недостаток связываются с пренебрежением, страхом и предубеждениями.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)