Шоу фриков
Людей с различными физическими и умственными недостатками показывали в цирках и шоу. Известный своими мистификациями американский шоумен Барнум приобрел Американский музей и начал показывать «фриков» как один из видов развлечений.
Сто лет «Шоу фриков» было признанной формой развлечения, и люди с инвалидностью занимали почетное место в нем. Считалось, что интерес и страх перед непохожим дает здоровым зрителям уверенность в своей «нормальности». На этом феномене построен и жанр фильмов ужасов.
Английский философ Томас Гоббс доказывает, что только опираясь на разум, систематическое мышление, можно достичь истины. Именно Гоббс выдвигает тезис о надуманности теории двух истин (веры и разума) и провозглашает существование только одной – истины разума, науки. Английский философ Джон Локк считал, что обучение получается через ассоциации («идеи возникают из опыта»). Его утверждение о том, что интеллект - это чистая доска, имело значительное влияние на дальнейшие подходы к восприятию умственных отклонений. Если идеи происходят из опыта, из ощущений и из-за отражения, то есть надежда, что эти навыки могут быть развиты у людей с умственными недостатками. До этого времени считалось, что люди, рожденные с любым умственном недостатком, не могли учиться.
Привлекают внимание исследования, проведенные во Франции Якобом Родригесом Перейрой, который инструктировал «глухонемых» и учил их слышать и говорить через касания и вибрацию мышц. Ученые были поражены, что ученики могли прекрасно имитировать язык, даже диалекты.
Жан Жак Руссо - философ, писатель считал, что идеальная природа человека была повреждена испорченным обществом. Убеждение Руссо в том, что все люди достойные, равные и ценные было революционной идеей, которая ставила под сомнение величие тех, кто верил в собственное превосходство. Так же, как и Джон Локка, Руссо верил в концепцию чистой доски. Он утверждал: «Человек рождается свободным, но повсюду находится в цепях». Идея «благородного дикаря» была романтической концепцией Руссо в отношении человека, который наслаждается естественным и благородным существованием до тех пор, пока цивилизация не сделает из него раба неестественных желаний и не испортит его. Руссо считал, что только «неиспорченный дикарь» обладает настоящей силой и достоинством.
Под влиянием произведений Д. Локка и Ж. Ж. Руссо сторонники Французской революции начали вводить идеи признания врожденного достоинства и ценности всех людей. У них была вера в то, что человек достоин уважения не по причинам состояния или положения, а просто потому, что он - человек.
Английский реформатор Уильям Тук известен тем, что основал Йоркское убежище, в котором вместо физического надругательства и цепей к пациентам с психическими расстройствами применяли уважительное отношение и терпение - метод «морального управления». С началом промышленной революции в XVIII веке все больше людей переселялись в города, работая за мизерную заработную плату и проживание в убогих условиях. Особенно жестокими они были для людей с инвалидностью. Люди, которые жили в бедности независимо от причин – то ли потому, что они были вдовами, сиротами, алкоголиками, либо же потому, что имели физические или умственные недостатки, - часто отправлялись в богадельни или приюты. В эти времена была распространена практика «предупреждения» людей с инвалидностью: человеку, который прибывал в город, сообщали, что он нежданный, что здесь его не хотят видеть. «Передача дальше» была другой системой изгнания людей из города. Людей «загружали» в карету и высаживали в следующем городе.
В течение этого века все чаще ученые, врачи, философы, политические деятели начинают обращать внимание на условия, в которых находятся люди с инвалидностью, пытаясь их изменить.
В XIX веке в США учителя государственных школ осознали, что количество учеников со сложностями в обучении, которые имели ярлыки «отсталых» или «слабоумных» растет, появилась потребность в увеличении «специальных учителей» и проведении «специальных уроков». Была открыта первая государственная школа специального образования.
Появилась концепция «евгеники» (термин «евгеника» ввел сэр Фрэнсис Гальтон), которая утверждала, что «наука об улучшении человеческого рода заключается в лучшем размножении». Так называемая «умственная отсталость» считалась наследственной.
Количество людей, находившихся в государственных учреждениях США, продолжало увеличиваться, составляя в среднем около 500 человек в заведении. Уолтер Фернальд стал директор Массачусетской школы (США) для детей с умственной отсталостью, которая была экспериментальной площадкой для сторонников «евгеники». Согласно его утверждений, «каждая вложенная сотня долларов в учреждения сегодня сохраняет тысячу долларов для следующих поколений». Это утверждение послужило для финансового обоснования строительства новых заведений. В XIX веке условия проживания в этом заведении были спартанские, в каждой комнате спали почти 36 детей. Были жалобы на физическое и сексуальное насилие.
В 1905 году во Франции доктор Альфред Бине, и доктор Теодор Симон разработали шкалу интеллекта из 30 пунктов, целью которой было определить среди детей школьного возраста тех, кто имел нормальный и заниженный интеллект. Для использования шкалы изобретателями теста было разработано три принципа.
Правило 1: Оценки не определяют ничего врожденного или постоянного.
Правило 2: Шкала - это ориентировочное средство для определения детей с инвалидностью и помощи при обучении.
Правило 3: Низкие оценки не означают отсутствие возможностей у ребенка с рождения.
Служба здравоохранения Соединенных Штатов ввела изобретенный Альфредом Бине IQ тест для иммигрантов, прибывающих на остров Эллис. Согласно записям «79% итальянцев, 80% венгров, 83% евреев и 87% россиян слабоумные». Достоверность результатов не была поставлена под сомнение, и они служили формированию негативного имиджа иммигрантов. В начале ХХ в. политика США сосредоточивалась не только вокруг национальных меньшинств, но также вокруг людей с инвалидностью. Действия при поддержке правительства, исключали и отделяли афроамериканцев и людей с инвалидностью, в то же время вызывали, закрепляли и обосновывали предостережения общества в отношении отдельных лиц. Версия теста Бине была применена к почти 2 миллионам новобранцев. Результаты - 40% белого мужского населения оказались «умственно-отсталыми». В это же время также приобретает признание теория «социального дарвинизма», которая утверждала, что эволюция биологических видов возникла благодаря процессу естественного отбора. Социальный дарвинизм продвигался Германом Спенсером, английским философом, социологом и воспринимался многими учеными. Спенсер с оптимизмом рассматривал «усовершенствования» людей и считал, что отношения между людьми можно свести к научным принципам. Наблюдение Дарвина относительно естественного отбора растений и животных усилили точку зрения Спенсера на то, что социальное устройство руководствуется принципом «выживает наиболее приспособленный». Такой подход помогал обосновать принудительную стерилизацию, ограничения по вступлению в брак и содержание людей с инвалидностью в учреждениях. В начале ХХ в. во многих странах количество распространяемой дезинформации о людях с инвалидностью по их опасности, безнравственности, возможности уничтожить генофонд способствовала популяризации темы «угрозы обществу». Руководители учреждений, которые до этого высказывались за поддержку гуманного ухода и защиты людей с инвалидностью, начали говорить, что эти люди представляют угрозу своим сообществам и должны быть под контролем. Люди, которые имели «ярлыки», воспринимались как потенциальные причины социальных проблем того времени.
Например, в США портреты людей, совершивших поджог, убийство или другие насильственные действия, часто были размещены в газетах с намеком на наличие умственной отсталости. Служба здравоохранения США объединила отдельно «преступников, дефективных и правонарушителей».
В Англии перемены в образовательной политике были связаны с экономическим кризисом. Закон требовал увеличить количество специальных школ, но он не мог быть реализован, поскольку инициатива открытия этих учебных заведений в стране принадлежала местным органам власти, которые, будучи лишены материальной поддержки и финансирования со стороны филантропов, не в состоянии были открыть новые школы даже тогда, когда на них был спрос.
Так что есть основания утверждать, что эволюционные изменения в отношении к людям с инвалидностью имеют определенные исторические периоды: когда от людей с инвалидностью избавлялись, уничтожали; выражали сочувствие и заботу, лечили, учили. Их исключали из жизни общества, потому что они не «подходили» ему, их насильно подвергали стерилизации; они были объектами насмешек; их принудительно отправляли в закрытые учреждения и психиатрические больницы, где многие из них оставались на протяжении жизни.
Политика многих государств в отношении людей с инвалидностью на протяжении веков была направлена на одну цель - сделать их «незаметными» и скрыть от предвзятого общества. «Необразованность, пренебрежение, предрассудки и страх - вот социальные факторы, которые на протяжении всей истории были препятствием для развития способностей людей с инвалидностью и приводили к их изоляции».
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)