Эволюция общественных взглядов на инвалидность
Инвалидность - проблема многогранная, которая непосредственно связана с уровнем экономического, политического, социального развития человеческого общества, его культурой, образованием, моралью, религией. Исторические корни ее уходят в глубину тысячелетий.
Некоторые верили (и все еще верят), что Бог «создал инвалидность» как метод. Другие рассматривали «инвалидность» как специальный подарок от Бога и верили, что человек с инвалидностью имеет на земле более значимую цель.
О людях, которые имели приступы (или «судороги»), часто говорили, что к ним «коснулся пальцем Бог» и считали их святыми. Гиппократ, «Отец медицины», подверг это утверждение сомнению, предположив, что приступы - результат физических причин, а не божественного вмешательства. Он писал: «По моему мнению, это не более «божественная», чем любые другие болезнь, она имеет естественную причину, а ее мнимая божественная природа возникла по причине необразованности людей и их озадаченности особым ее характером».
Законы Ликурга рекомендовали лишать жизни детей с физическими недостатками. В Спарте существовал обычай, по которому новорожденного ребенка клали к ногам старейшин, и если они не находили пороков развития, то его брали на руки. Это означало, что он получил право на жизнь. Если ребенка с земли не брали на руки, то этим ему был подписан смертный приговор. Подобное отношение к «неполноценным детям» царило не только в Спарте, а было нормой для всей древней Греции на протяжении веков.
Равнодушие к детям царило до конца средневековья. Убийство новорожденных детей были повседневной практикой в ранние периоды человеческой цивилизации. История свидетельствует, что в IV веке н.э. новорожденных топили, оставляли в ущельях, сжигали во время религиозных церемоний. С IV по XIII век убийство было едва ли не единственным методом планирования семьи. Детей с пороками развития или тех, кто много плакал, в основном убивали. Мальчиков считали более ценными, чем девочек. В Европе эта дискриминация еще долго сохранялась в сельской местности. Например, французские фермеры даже в XIX веке говорили: «У меня нет детей, у меня есть только девочки».
Исключительным правом уважения и заботы в Риме и Греции пользовались люди, которые получили увечья во время военных конфликтов - они содержались за счет республики. Воинам, которые получили в военных действиях ранения и увечья, выделяли земельные участки, долю добычи, а позже ставили их на денежное содержание. С этого времени наверняка и была основана государственная система заботы о лицах, подвергшихся увечьям во время военных действий.
В средневековье во Франции и Англии попечительство в отношении лиц, подвергшихся увечьям во время военных действий было возложено на монастыри, которые получали финансирование из государственной казны. Король Франции Людовик XIV, как и его предшественники, решил проявить заботу об инвалидах войны, которые «рисковали своей жизнью и проливали кровь в защиту монархии». В 1670 году он издал специальный Указ и начал строительство в Париже «Дома инвалидов» для проживания раненых и бездомных солдат. С этого времени все финансирование из государственной казны поступало в «Дом инвалидов». Были годы, когда это заведение принимало около 6000 ветеранов, которые объединялись в роты и работали в ремесленных цехах. Сегодня здесь проживает менее ста военных пенсионеров.
Особую заботу об инвалидах войны проявил Наполеон Бонапарт. Во время его правления инвалиды войны занимали почетное место в армии и в обществе. Из числа раненых он создал специальные роты и разместил их в различных местах, которые потом стали для этих лиц «местами опеки».
По примеру Франции аналогичные подразделения из инвалидов войны были организованы и в Пруссии. По возможности, эти роты выполняли различные обязанности внутренней службы.
В России Петр I издал приказ размещать бывших военнослужащих, которые имеют увечья и болезни, в монастырях и богадельнях для пребывания и ухода за ними с предоставлением им пожизненного содержания по «гарнизонному окладу».
В США был начат проект по привлечению ветеранов армии, в том числе инвалидов, получивших ранения в ходе различных вооруженных конфликтов, к охране Белого Дома. Конгресс США принял закон, в котором оговаривается преимущество ветеранов и инвалидов вооруженных сил, а также фирм, где такие работают, при заключении трудовых контрактов с федеральным правительством.
Римское право, кодифицированное византийским императором Юстинианом I, правившим в VI веке, не признавало правоспособности рабов, вероотступников и некоторых еретиков, душевнобольных, несовершеннолетних, глухонемых от рождения и таких, которые не могли выразить свою волю общепонятным образом.
Однако, в это время начинает появляться и другое понимание инвалидности. Так, греческий врач и ученый Гален высказывает мысли, которые превалировали в медицине долгое время. Особенно важным в историческом аспекте трактовки инвалидности является то, что он признавал мозг центральным органом нервной системы и местонахождения интеллекта. Это было доказательством физических, природных причин инвалидности.
Известный философ, врач, ученый Плиний Старший в 37 книгах своей «Естественной истории» собрал информацию из разных областей знаний, известных в то время. На основании собранных данных о людях с увечьем он делает вывод: «природа творит уродов, чтобы поразить нас и развлечь себя». В одном из произведений Плиний упоминает Квинта Педия, сына римского консула, который был очень талантливым художником, будучи глухим. Но, чтобы стать художником, он должен был получить разрешение от Цезаря Августа.
С появлением христианства отношение к людям с инвалидностью постепенно менялось на более гуманное, но одновременно росло число религиозных предубеждений, предрассудков; условия проживания и существования людей с инвалидностью оставались жестокими.
До нашего времени дошли сведения об открытии в Византии в 369 году при монастыре больницы для людей с инвалидностью, нищих, сирот, что свидетельствовало о чувстве милосердия к ним.
Многие люди с инвалидностью в это время могли выживать, только полагаясь на доброту и заботу родственников или пожертвования от незнакомцев. Нетерпимость, отвращение, неуважение, страх к людям с инвалидностью в эти времена означали для них смерть или очень низкое качество жизни. Во время социальных потрясений, чумы, эпидемий, войн люди с инвалидностью нередко считались причиной этих бед, грешниками, которые приносили беду. Поэтому и отношение к ним было как к представителям сил зла, от которых нужно избавиться или изолировать.
В годы средневековья значительную роль в формировании мировоззрения общества и, в частности, отношения к людям с физическими и умственными недостатками играла церковь, которая фактически подчинила себе политику, мораль, науку, культуру, образование, искусство.
Два доминиканских монаха написали руководство по охоте на ведьм «Молот ведьм», где «инвалидность» была отнесена к сверхъестественному. Во время известных процессов ведьм под пытки и казни часто попадали психически больные люди.
Мартин Лютер, основатель протестантизма, писал: «...по моему мнению, все сумасшедшие повреждены в уме чертом; если врачи приписывают такого рода болезни естественным причинам, то происходит это потому, что они не понимают, насколько мощный и сильный черт».
Бетлемский Королевский госпиталь (от которого произошло слово «Бедлам») был первой психиатрической больницей в Европе, основанной в Лондоне.
В больницу госпитализировали «социальных изгоев», «сумасшедших», «лунатиков», а также тех, кто не мог оставаться в обществе. Довольно скоро больница стала известной благодаря своему жестокому обращению с душевнобольными. В XVIII веке можно было, заплатив деньги, зайти и смотреть на душевнобольных людей, посмеяться и поиздеваться над ними. В 1700 году впервые «лунатиков» стали называть «пациентами». С тех пор в Европе умственные болезни рассматривают не как бедствие, а как заболевание, которое можно диагностировать и, возможно, вылечить.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)