Вопрос доступности и инклюзивное обучение
Любая дискуссия об инклюзивном обучении обязательно начинается с проблемы «доступности» школ, и мы сразу представляем доступен или недоступен физически вход в школу, туалеты, классные комнаты и тому подобное. Однако фактически «доступность» касается более широкого круга вопросов, таких как доступность методических материалов, учебников, применения технических средств для учащихся с различными образовательными потребностями, планирования учебного процесса, организации досуга, наличия приспособленного школьного автобуса и тому подобное.
Говоря о доступности, мы обычно рассматриваем три ее составляющие: архитектура, транспорт и информация, которые тесно связаны между собой, и об этом необходимо помнить при внедрении инклюзивного обучения.
Дети с особыми образовательными потребностями не смогут воспользоваться своим правом на образование, которое задекларировано государством, если к нему нет «доступа». Так, отсутствие «доступного» школьного автобуса может препятствовать ученикам с нарушением опорно-двигательного аппарата добираться до места обучения. Неиспользование компьютерных и вспомогательных технологий в различных учебных ситуациях создает новые барьеры для учащихся с сенсорными нарушениями.
В широком смысле доступность учебного процесса – это устранение существующих барьеров, которые мешают ребенку с особыми потребностями пользоваться своим правом на образование. Поэтому оценка доступности требует комплексного и универсального подхода.
Хотели бы мы лишить педагогов, имеющих инвалидность, возможности заниматься любимым делом? Пожалуй, нет.
Хотели бы мы лишить родителей, имеющих инвалидность, права в полной мере участвовать в школьной жизни своего ребенка – например, посещать родительские собрания, участвовать в работе родительских комитетов и общаться непосредственно с классным руководителем и преподавателями? Пожалуй, нет.
От того, будут ли наши школы архитектурно доступны, будет зависеть и то, сколько студентов с инвалидностью в будущем смогут учиться в профтехучилищах и высших учебных заведениях. То есть, архитектурная доступность школ важна для значительно большего числа людей, чем только для школьников с инвалидностью.
Также стоит заметить, что учет элементов доступности на этапе проектирования здания дает возможность экономить средства до 40%.
Архитектурно доступная школа это:
• Обеспечение равных возможностей в реализации права на образование для всех детей.
• Учет потребностей всех пользователей: детей, учителей, специалистов, родителей.
• Поддержка политики, способствующей внедрению инклюзивного обучения.
• Безопасная среда для всех детей и взрослых.
• Улучшение функциональности объекта для всей общины.
Независимо от масштаба – будь то «мелкие» работы, реконструкция или строительство новой школы – проект по созданию архитектурно доступной школы должен включать в себя следующее:
- Распределение обязанностей и ответственности.
Обязанности должны быть четко распределены изначально. Должно быть определено, кто несет общую юридическую ответственность, кто утверждает расходы и кто имеет право давать рекомендации по разработке проекта обеспечения архитектурной доступности.
- Исходное исследование.
Проведение аудита доступности и определение, что именно нужно для создания архитектурной доступности, учитывая:
• существующие и будущие потребности детей с особыми потребностями и взрослых;
• результаты консультаций со специалистами по обеспечению архитектурной доступности;
• вопрос включения реконструкции школы в бюджетное финансирование;
• вопрос о необходимости поиска дополнительных (спонсорских) средств.
- Проведение консультаций.
Стратегические потребности, цели, стоимость бюджета и т.п. определяются путем проведения консультаций, например, с лицом, ответственным за образование.
- Создание команды.
Директор школы создает команду: определяет ответственного работника от школы, приглашает архитектора, специалиста по вопросам инвалидности (архитектурной доступности), представителей пожарной безопасности, здравоохранения, представителей родительского комитета (при необходимости) для согласования и последующей реализации проекта по обеспечению архитектурной доступности школы.
- Обеспечение достаточного финансирования.
Обеспечение достаточного финансирования и ресурсов особенно важно для того, чтобы потребности всех детей были учтены и были достигнуты высокие практические результаты. Возможно, придется совмещать финансирование из разных источников / бюджетов, поэтому важно изначально сделать правильные расчеты и заложить все расходы.
- Внедрение.
Координация действий и усилий всей команды. Согласование сроков выполнения проекта. Прозрачность и открытость действий. Контроль за выполнением проекта со стороны директора школы.
Перед тем, как начать внедрение архитектурной доступности школы, необходимо:
Воспринимать это – быть осведомленным в вопросах инвалидности, инклюзивного обучения, существующих государственно-строительных норм (ГСН), основных принципов доступности и универсального дизайна.
Понимать – что означает архитектурная доступность школы и для чего это нужно, а главное – как использовать принципы доступности и универсального дизайна. Например, «швеллерная доступность», пандусы, не соответствующие нормам ГСН, отсутствие доступных туалетов вредят всему учебному процессу.
Использовать это – чтобы каждый ребенок и взрослый человек могли добраться до школьного помещения (класса) и взаимодействовать с окружающими. Например, дети, пользующиеся инвалидными колясками, должны не только иметь доступ к классам, но и свободно чувствовать себя за партой, на школьной площадке, в столовой и т.д.
Вопрос архитектурной доступности учебного заведения является составляющей процесса инклюзивного обучения и, конечно, финансовых ресурсов. Безусловно, у каждого общества, как и у нас, есть выбор вложить финансовые и человеческие ресурсы в систему образования детей с инвалидностью сегодня или сделать это со временем. Но рассматривая общество как целостную систему, следует учитывать, сколько теряет наше государство, если оно не обеспечивает образование всем детям.
ичные совокупности с этнически-культурной точки зрения. Так в одной школе было обнаружено 87 этнических групп, главным критерием отбора было то, что в школе росло число учеников из других стран и других групп, по сравнению с количеством выходцев из Европы, представителей народности Маори и жителей островов Тихого океана. Было проведено интервью с директором каждой из этих школ, а выписки из их сообщений являются примерами того, как руководители определяют и решают этнически-культурные проблемы в своих школах своим собственным путем.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)