Доступность отдыха и развлекательной деятельности
Во время инклюзивного обучения дети с нарушением зрения должны привлекаться к внеклассной деятельности в школе и за ее пределами наравне со своими «зрячими» ровесниками. Участие в клубах, кружках и деятельности вместе с другими детьми является важной составляющей социальной инклюзии для незрячих детей.
Также важно предоставлять возможность детям, имеющим проблемы со зрением, общаться друг с другом для того, чтобы они могли поделиться приобретенными знаниями, проблемами, опытом.
Иногда очень важно и желательно, чтобы человека с ограниченным зрением сначала сопровождали на определенном маршруте передвижения. Маленькие дети довольно естественно держат за руку одного из родителей, опекуна, ассистента-помощника и просто разговаривают, идя рядом. В этом случае взрослый имеет возможность развить понимание ребенком того, каким образом он движется в пространстве, а также привлечь внимание ребенка к важным подсказкам, особым элементам, имеющимся в окружающей среде. Этот неформальный тип «направления» играет важную роль в поддержании внимательного отношения ребенка к окружающим.
Для детей с нарушениями зрения важно практиковать технику «зрячего помощника» как можно раньше, чтобы эта привычка стала врожденной.
Когда в классе учатся дети с аутизмом
Сотрудничая с родителями и учеником, учитель может спланировать свою работу и работу междисциплинарной команды для оказания необходимой поддержки. Также необходимо согласовать с родителями, хотят ли они поделиться специфической информацией об аутизме с одноклассниками и каким образом.
Учитель должен узнать как можно больше о том, как это состояние может повлиять на включение в сообщество и обучение ребенка с аутизмом. В этом ему могут помочь специалисты, литература, родители. Понимание ситуации поможет принять правильное решение для поддержания успешности ученика в классе. Рассмотрев сложности и особенности, приведем некоторые советы касательно действий, которые помогут учителям.
Трудности с социальной коммуникацией
• Речь учителя (устная и письменная) должна быть максимально понятной с семантической и прагматической точки зрения.
• Ребенку с аутизмом легче общаться и понимать, если другие говорят четко, последовательно и оставляют паузы между словами и предложениями.
• Если учитель задает вопрос ребенку с аутизмом, необходимо убедиться, что у него было достаточно времени, чтобы обдумать заданный вопрос.
• Информацию надо подавать очень медленно – лучше пусть ребенок с аутизмом усвоит меньшее количество информации, чем не усвоит ничего.
• Учитель должен иметь в виду, что таким детям сложнее воспринимать информацию на слух, чем в визуальном или текстовом виде, так, например, вопросы, которые будут задаваться всему классу, необходимо заранее записать большими буквами на доске, это значительно облегчит детям с аутизмом участие в групповой работе.
• Предоставляйте информацию разными путями – подкрепляйте вербальную информацию визуальной (система карточек с символами, фотографии, диаграммы, схемы, таблицы и т.д.), на языке жестов, письменно (на доске или с помощью компьютера). Для этого, предварительно в сотрудничестве с родителями и специалистами, определите, какие средства альтернативной коммуникации наиболее эффективны именно для этого ребенка.
• Убедитесь, что каждое задание, которое вы даете ученику, имеет четкое начало и конец, четкие инструкции, достаточное время для его завершения и пример выполнения задания.
• Разделите большие задания на маленькие, на отдельные шаги и научите ребенка выполнять каждый шаг постепенно. Создайте определенное количество картинок для каждого шага задания, если это необходимо.
• Структурируйте задания на должном уровне для учеников, чтобы уровень исполнения составлял 80-90%.
• Если ученик имеет эхолалию (нарушение речи, которое возникает в тех случаях, когда ребенок дословно повторяет услышанные слова и фразы), используйте соответствующие слова для повторения с ребенком именно с этих слов и фраз. Это снизит уровень тревожности и поможет ребенку сосредоточиться на процессе обучения.
• Поставьте отметки / пиктограммы на личных вещах, учебных материалах и объектах физической среды так, чтобы ученик мог легко ориентироваться. Например, выделите информацию о месте нахождения туалета, выхода / входа из класса, комнаты отдыха, школьной столовой и т.д.
Трудности с социальным взаимодействием
• Используйте социальные примеры (истории), чтобы помочь объяснить и поощрить необходимое поведение в конкретных ситуациях.
• Одновременно с обучением умело обращаться с другими, обращайтесь за помощью, благодарите, используйте жесты вежливости более отчетливо, чем обычно, показывая таким образом пример.
• Помогайте ученику быть более независимым. Давайте возможность выбирать, когда это возможно.
• Описательно и четко учите, практикуйте социальные навыки, такие как понимание эмоций, языка тела и выражения лица, мимики (например, как дополнительные упражнения, разминки). Всем социальным навыкам, эмоциям и их проявлениям ребенок с аутизмом учится так же, как он учится чтению и письму.
Трудности с социальным воображением
• Воспитывайте навыки в различных условиях, чтобы обеспечить понимание и обобщение в различных средах.
• Используйте социальные примеры (истории), чтобы помочь объяснить концепцию опасности, например, почему лучше не выбегать на дорогу.
• Обеспечивайте четкие последствия, последовательность, структуру и план действий, как для конкретного ребенка, так и для всего класса.
• Правила должны быть конкретными, четкими, записанными и последовательно внедренными.
• Любые изменения необходимо объяснять и тщательно готовить ребенка к ним.
Любовь к рутине
• Спланируйте график дневных и месячных действий и придерживайтесь его, чтобы помочь ребенку с коммуникацией и снизить уровень тревожности.
• Четко придерживайтесь повседневных ритуалов и правил, введенных в классе.
• Предупредите ученика об изменениях (дневного распорядка, изменения комнат для проведения занятий) до их возникновения, ведь изменения обычно «портят» настроение ученикам с аутизмом и ухудшают поведение.
Сенсорная чувствительность
Внимательно следите за поведением ребенка с аутизмом. Сенсорная перегрузка требует немедленного сенсорного отдыха:
• такие дети могут иметь заниженный или завышенный болевой и температурный порог, поэтому нужно внимательно следить за состоянием ребенка и условиями окружающей среды;
• такие дети часто имеют пониженную проприоцепцию. Это может приводить к самостимулирующему поведению (раскачивание, кружение, движения руками), поэтому не надо слишком акцентировать внимание на этих проявлениях поведения. Это может быть следствием сенсорной перегрузки.
Следствием нарушений проприоцепции может также быть неуклюжесть движений и сложности с соблюдением дистанции с другими людьми, нарушения «мелкой моторики» (например, сложности с завязыванием шнурков и т.д.), поэтому надо:
• поддерживать ребенка, корректно объяснять другим детям особенности поведения и учить их средствам помощи особенному ребенку;
• рекомендовать родителям избегать в одежде ребенка шнурков, пуговиц, заменяя их липучками, молниями; использовать брюки и юбки на резинке.
• для развития мелкой моторики отдавайте предпочтение физическим заданиям, а не письменным.
Необходимо уменьшить количество отвлекающих раздражителей:
• убрать настенные украшения;
• отказаться во время занятий от украшений в одежде, бижутерии, духов и косметики, имеющей запах;
• закрыть окна и двери для снижения фоновых шумов;
• откладывайте или прячьте вещи, если они не являются необходимыми ученику именно сейчас. Показывайте и давайте только те материалы, которые необходимы для выполнения задания.
Используйте изменения в среде или специфические инструменты для того, чтобы помогать сенсорным потребностям, например, различные сенсорные игрушки иногда могут помочь ребенку сосредоточиться на выполнении задания.
Избегайте:
• большого скопления людей;
• мест с посторонними шумами, например, фонтанами и тому подобное;
• резкие неприятные звуки;
• фотографирование со вспышкой;
• флуоресцентное освещение (лампы дневного света). Для аутистов всегда лучше использовать естественное освещение или обычные лампы накаливания.
Специальные интересы
• Используйте интересы учащихся для их дальнейшего развития (например, если ученик любит авто, пусть он считает их, чтобы развивать цифровые навыки).
• Спокойно, но настойчиво перенаправляйте внимание ученика, если он излишне сосредоточивается на своей зоне интересов.
Нарушения обучения
• Используйте последовательные, согласованные реакции, чтобы управлять деструктивной формой поведения. Если необходимо, более глубоко рассмотрите причины поведения ребенка.
• Обеспечивайте соответствующее сопровождение и наблюдение в течение свободного времени.
• Используйте социальные примеры (истории), чтобы помочь объяснить и поощрить необходимое поведение в конкретных ситуациях.
Вопросы для самоконтроля
Когда в класс приходит ребенок с определенными функциональными нарушениями и мы ознакомились с последствиями этих нарушений, перед тем как планировать учебный процесс, необходимо подумать над такими вопросами:
• Нужны ли дальнейшие беседы с родителями, чтобы лучше понять сильные стороны ученика и его потребности?
• Нужно ли Вам целевое профессиональное обучение, если да, то какие конкретные темы и стратегии необходимо изучить?
• Необходимы ли консультации по правовым вопросам? Если да, какие вопросы и темы необходимо рассмотреть?
• Необходимы ли консультации с внешними поставщиками услуг (например, реабилитологом, специалистом по ориентированию и т.д.). Если да, какие вопросы и темы необходимо рассмотреть?
• Необходимы ли дополнительные оценки для оказания помощи в планировании учебной программы для таких учеников? Если так, на какие вопросы необходимо ответить?
• Необходим ли ученикам сервис от внешних поставщиков услуг? Если да, то какие последствия применения этих услуг?
Роль неспециалистов заключается в том, чтобы поддерживать развитие этих навыков, предоставляя детям возможность практиковать их ежедневно.
Длинная трость является наиболее признанным вспомогательным средством, вместе с собакой-поводырем, ставшая универсальным символом незрячих людей. Некоторые дети, которые не нуждаются в тренинге по передвижению с помощью длинной трости, должны все равно носить с собой символическую трость для предупреждения других граждан, в том числе водителей машин, о том, что они имеют пониженное зрение.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)