Когда в классе учатся дети с ограниченным зрением
Несколько советов, как помочь ребенку с поражением слуха
• Во время уроков используйте наглядные демонстрационные материалы.
• Пишите основные моменты на доске.
• Предоставляйте раздаточные материалы с важной информацией по теме.
• Говорите громко, четко и ровно. Некоторые дети могут слышать, но воспринимают отдельные звуки искаженно. Поэтому необходимо подбирать необходимый уровень громкости. Иногда достаточно лишь снизить высоту голоса, поскольку ребенок утратил способность воспринимать высокие частоты.
• Перед тем как начинать разговор или описание задания привлеките внимание всех детей.
• Не меняйте тему внезапно, без предупреждения. Используйте переходные фразы.
• Во время преподавания поворачивайтесь лицом к детям.
• Организуйте работу в кабинете таким образом, чтобы дети сидели в кругу или чтобы вы могли видеть каждого.
• Говорите медленно и повторяйте основные моменты другими словами / перефразируйте.
• Позвольте использовать диктофоны.
• Обеспечьте подачу информации, заданий на электронных носителях.
• Посадите ученика вместе с одноклассником / другом, чтобы, в случае необходимости, тот оказал ему помощь.
• Не забывайте о безопасности в чрезвычайных ситуациях в классе и школе для этой группы детей.
Если дети имеют проблемы со зрением, их возможность учиться и эффективность получения знаний будет снижена. Ограниченное зрение приведет к тому, что дети не в состоянии будут выполнять задания из-за физических или эмоциональных факторов. Проблемы со зрением негативно сказываются на процессе восприятия, что характеризуется большой заторможенностью, узостью обзора, снижением точности. В связи с этим, зрительные представления детей недостаточно четкие, яркие, часто искажены.
С возрастом требования к зрительной деятельности будут увеличиваться, ведь задания будут усложняться. Размер шрифта в печатных учебниках будет уменьшаться, а количество домашних заданий значительно увеличиваться. Ожидания учителя по поиску учениками ответов «с первого взгляда» также будет не в пользу учащихся с нарушением зрения.
Существует много общих детских болезней глаз, которые могут привести к ограничению зрения. Важно при этом, чтобы учитель знал, какие условия нужно изменить, чтобы быть в состоянии скорректировать учебный процесс для помощи ученику. Например, если у ребенка диагностировали фотофобию (боязнь света) или альбинизм, нужно предпринять соответствующие шаги для того, чтобы уменьшить уровень освещения и бликов; если ребенок не различает цвета, урок для этого ребенка не может основываться на основе цветных элементов упражнений.
Поговорите с родителями и попросите у них письменное заключение от педиатра или офтальмолога / окулиста. Обычно родители с радостью делятся собственными знаниями, а также информацией, которая может помочь их ребенку стать успешным.
Осведомленность учителя важна
Знание учителем определенных вопросов и простое наблюдение за учениками в классе могут помочь определить детей, у которых проблемы со зрением.
Опыт наблюдения за деятельностью в классе подтверждает, что проблемы со зрением могут возникнуть у детей в любом возрасте, поэтому важно, чтобы учителя обращали внимание на симптомы, которые могут быть легко различимы при пребывании в школе. Если учитель подозревает существование проблемы, нужно сообщить родителям о необходимости провести профессиональную диагностику зрения ребенка.
Симптомы проблем со зрением
• Косые или напряженные взгляды при попытке посмотреть на доску. Такие дети нередко не будут успевать завершить работу в срок, поскольку им трудно будет увидеть написанное.
• Частые головные боли, особенно после обеда. Большинство работ по чтению и работ на доске проходят утром, поэтому после обеда дети, у которых есть проблемы со зрением, могут жаловаться на головную боль, возникшую в результате напряжения глаз.
• Во время чтения дети, которые держат книги очень близко или очень далеко, возможно, пытаются выбрать оптимальную дистанцию для того, чтобы не возникло проблем с видением букв.
• Частое потирание глаз или ощущение их усталости и раздражения.
• Заметное преимущество одного глаза и тенденция натыкаться на предметы. Эти проблемы могут свидетельствовать о проблеме со зрением, что называется амблиопия (состояние, при котором четкость видения одним глазом ниже нормы).
• Трудность в различении цветов. Это чаще случается у мальчиков, чем у девочек, хотя может быть у всех.
• Дети, жалующиеся на то, что слова на странице перемещаются или исчезают. Этот симптом свидетельствует о наличии синдрома Ирлен – проблемы с визуальной обработкой информации.
• Если ребенок не может видеть что-то необходимое для завершения задания, вы заметите, что он обратится к другому ученику за помощью, попросит чьи-то очки, подойдет ближе или просто займется более приятной деятельностью, тогда как все остальные будут работать над выполнением задания. Это поведение – отвлечение от выполнения задания – иногда считается проблемой с недостаточностью внимания, тогда как на самом деле это может свидетельствовать о не диагностированных проблемах со зрением.
Используйте умные приспособления и вспомогательные технологии:
• Учителя могут также предоставлять ученикам с ограниченным зрением такие средства: темные карандаши / ручки, увеличительные очки, бумагу с толстыми линиями, лампу для чтения, головные уборы (кепки, шляпы с полями) для уменьшения уровня бликов, книги, напечатанные крупным шрифтом, программы для чтения с экрана / программное обеспечение, компьютер, планшет, словари, проектор.
• Если ученик носит очки, можно обеспечить наличие запасной пары в классе на случай, если он забудет или потеряет собственные.
• Раздаточные материалы должны быть напечатаны большим, простым шрифтом на белой бумаге для максимального контраста. Некоторые презентации, которые показываются в классе, могут содержать трехмерные объекты, а не картинки / рисунки. Продолжительность зрительной работы не должна превышать 15 мин. При постановке задач более целесообразным является использование вербального способа, четких словесных инструкций.
• Ученик с нарушением зрения на уроках должен сидеть ближе к месту выполнения действий. Привлекайте его к демонстрационным мероприятиям во время урока, чтобы он имел возможность получить максимальный опыт от практического обучения.
• Ученикам с повышенной чувствительностью к свету должно быть разрешено носить щитки, защищающие от света и бликов, или кепку / шляпу; также они должны сидеть подальше от окон, из которых поступает свет или которые отблескивают. Если свет отражается от глянцевых поверхностей парт, для покрытия таких поверхностей можно использовать маленькую скатерть. Кроме того, используйте на уроках обычную темную школьную доску, а не глянцевую белую для работы с маркерами; ограничьте все отражающие зрительные раздражители. И наоборот, если ребенок требует больше света, для работы может быть предоставлена настольная лампа.
Особенно важно, чтобы учителя пытались удовлетворить практические потребности учащихся с нарушением зрения, поскольку от зрительной деятельности зависит успех обучения. Использование различных учебных стратегий и инструментов поможет повысить эффективность получения знаний и также обеспечит дружественное окружение для ребенка с особыми потребностями.
Мобильность и независимость для детей с нарушениями зрения
Независимость – это термин, который воспринимается людьми по-разному, но включает возможность делать собственный выбор и вести самостоятельную жизнь.
Обычно мы ожидаем, что большинство людей, став взрослыми, будут независимыми, но мы на протяжении всей жизни продолжаем зависеть от наших семей и друзей, и тех или иных жизненных ситуаций.
Мобильность – это ключевой вопрос для всех лиц с нарушением зрения. «Количество» независимости, которого может достичь человек, тесно связано с тем, насколько он мобилен.
Независимое передвижение в окружающей среде требует двух навыков, взаимосвязанных и одинаково важных:
- Ориентация – это осознание пространства и понимание в нем «положения тела», процесс использования всех органов чувств для того, чтобы определить свое положение по отношению ко всем другим важным объектам окружения.
- Мобильность – это возможность безопасно передвигаться в окружающей среде.
Ориентирование касается создания «умственной карты» того, где находится человек по отношению к окружающим; а мобильность касается физического передвижения с одного места на другое.
Свободное перемещение по игровой площадке, уверенное пользование игровыми механизмами, встреча с друзьями для совместного похода в магазин или в клуб – все это в значительной степени зависит от навыков мобильности и ориентации.
Многие незрячие дети, или те, кто имеет ограниченное зрение, не смогут приобрести ежедневные навыки, только наблюдая за другими людьми. В начале они нуждаются в поддержке в «безопасном ориентировании» в незнакомом окружении. Ребенок может развить необходимые ему навыки и уверенность в движениях только посредством приобретения опыта.
Во время пребывания ребенка в школе важно, чтобы он использовал каждый шанс обучения посредством практических действий, а учителя и одноклассники с пониманием относились к данной ситуации.
Для обучения специальным навыкам мобильности и ориентирования нужно будет привлекать специалистов. Роль неспециалистов заключается в том, чтобы поддерживать развитие этих навыков, предоставляя детям возможность практиковать их ежедневно.
Длинная трость является наиболее признанным вспомогательным средством, вместе с собакой-поводырем, ставшая универсальным символом незрячих людей. Некоторые дети, которые не нуждаются в тренинге по передвижению с помощью длинной трости, должны все равно носить с собой символическую трость для предупреждения других граждан, в том числе водителей машин, о том, что они имеют пониженное зрение.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)