Эпилепсия и сложности с обучением, поведением
Симптомы у детей
Эпилепсия у детей может влиять на их обучение и поведение в классе. Эпилепсия может поразить или повлиять на такие важные факторы как: внимание, память, концентрацию, организационные навыки, уровень развития. Также важно отметить, что дети могут иметь «хорошие» или «плохие» дни в обучении, и это будет зависеть от интенсивности приступов.
Стоит отметить, что у ребенка с эпилепсией также могут возникать эмоциональные и поведенческие состояния / ситуации:
• депрессия;
• раздражительность;
• физическая агрессия;
• вспышки гнева;
• гиперактивность;
• страх и обеспокоенность;
• переутомление.
Вышеуказанные поведенческие состояния могут проявляться не у всех детей с эпилепсией. Но помните, что любая замеченная агрессия и гнев является для человека с эпилепсией неконтролируемой, и реагирование на это опасное поведение потребует предварительного планирования со стороны родителей, учителя, ассистентов, школьной медсестры и администраторов.
Круг проблем, с которыми сталкиваются родители детей, больных эпилепсией, достаточно широк. Наиболее важными среди них являются психологические проблемы и проблемы, обусловленные непосредственным влиянием эпилепсии на качество жизни ребенка.
Согласно данным нейропсихологических исследований, у детей с эпилепсией нередко наблюдается нестабильность формирования личности. Не признавая авторитет родителей, учителей, врачей, некоторые больные эпилепсией дети чувствую повышенное доверие к друзьям и даже зависимость от них. Вместе с тем, возможна и обратная ситуация, когда дети с эпилепсией находятся в социальной изоляции. Некоторые из них, стесняясь своего заболевания, умышленно не заводят друзей.
Присутствие других детей при приступах может вызвать у больного эпилепсией обеспокоенность и является одной из многих причин, почему у детей с эпилепсией возникают сложности в сфере социального взаимодействия и почему они «вынуждены» вести одинокий образ жизни и избегать общения с ровесниками.
Побочные эффекты применения противоэпилептических лекарственных средств
Побочные эффекты от употребления противоэпилептических лекарственных средств хорошо известны. Вот некоторые общие симптомы, которые могут возникнуть от их использования и могут повлиять на обучение:
• утомляемость;
• замедление речи;
• вопросы, связанные с балансировкой / координацией движений, угловатость;
• головокружение и тошнота;
• изменение настроения;
• потеря памяти;
• гнев;
• нарушения зрения;
• гиперактивность.
Важно, чтобы учитель поддерживал контакт с родителями ученика с эпилепсией и был проинформирован о добавлении или изменении лекарственного средства или об увеличении / уменьшении дозы противоэпилептического лекарственного средства, чтобы он мог отслеживать побочные эффекты и поведенческие изменения.
Несколько советов для учителей:
• встретьтесь с родителями перед началом учебного года, узнайте больше об их ребенке, скоординируйте совместные действия, спросите у родителей, можно ли и как рассказать ученикам в классе о существующих нарушениях у их ребенка;
• подготовьте учеников в классе к тому, что у них будет обучаться ученик с эпилепсией и в случае необходимости ему нужно будет оказать помощь;
• расскажите ученикам в классе как правильно оказывать помощь ученику с эпилепсией;
• при необходимости адаптируйте учебный план;
• введите тематическое преподавание;
• используйте различные формы подачи материала;
• определите, сколько времени необходимо ученику, чтобы он снова начал работать в том же ритме, что и до приступа; примите это во внимание, чтобы отрегулировать нагрузку;
• сообщайте родителям о любых изменениях в усвоении материала их ребенком.
Когда в классе обучается ребенок с ограниченным слухом
Родители детей с ограниченным слухом быстро учатся общаться с ними дома. Они знают, как близко необходимо находиться, насколько громким должен быть их голос, чтобы ребенок понял сказанное.
Если применять раннее вмешательство и имеющиеся технологии вроде слуховых аппаратов и кохлеарных имплантов, отставание в речи и обучении, что когда-то считались жизненным приговором, могут быть сведены к минимуму.
Благодаря этим достижениям в технологиях и пониманию проблемы, все больше детей с поражением слуха могут посещать детские сады и другие учебные заведения, имея при этом особые навыки общения и слушания. Но в учебных заведениях существуют внешние факторы, которые будут влиять на их возможность слушать, учиться и общаться со своими ровесниками, поэтому необходимо это учитывать при планировании учебного и воспитательного процесса для этой группы детей.
Важность диапазона слуха и громкости для ребенка с поражением слуха
Уровень поражения слуха у ребенка необходимо определять в тихом месте. Стоит также учитывать условия определения «слухового слоя» и корректировки поведения в зависимости от дополнительных внешних шумов.
Если человек, оказывающий помощь, или учитель выходит за «слуховой слой», ребенок начинает пристально смотреть, не зная происходит попытка общения или нет. Очень важно, чтобы ученик с поражением слуха на уроках все время находился близко к преподавателю.
Фоновые шумы в классе
Прилагая незначительные усилия, дети с обычными слуховыми возможностями могут «выключить» посторонние звуковые элементы, такие как шум дороги, кондиционера или разговора. Но детям с поражением слуха будет трудно отфильтровать фоновые шумы, и слуховые аппараты и кохлеарные импланты также не решают эту проблему. Все шумы усиливаются устройствами и поступают к ребенку в смешанном виде.
Кроме того, сложности может вызвать также разный уровень потери слуха. Знать об уровне слуха ребенка очень важно для того, чтобы определить, как структурировать наиболее полезную учебную среду в классе. Уменьшение уровня фоновых шумов должно быть одним из приоритетов.
Несколько предложений для снижения уровня фоновых шумов:
• Держите окна закрытыми, в случае громких уличных звуков.
• Выключайте кондиционеры во время обучения.
• Настаивайте на том, чтобы ученики не разговаривали во время устных презентаций.
• Рассмотрите целесообразность размещения ковра и / или звукопоглощающего устройства.
• Используйте FM-устройства, чтобы улучшить соотношение звукового сигнала к шуму.
Когда дети с нарушением слуха пытаются учиться в громком, недружелюбном к их потребностям окружении, их учебные возможности значительно снижаются.
Попытки услышать урок в подобных условиях будут похожи на попытку сложить пазл, когда половина его составляющих отсутствует. Но если надлежащие умные приспособления будут обеспечены, такие дети смогут наслаждаться школьной жизнью и достигать вершин так же, как и их ровесники с обычными слуховыми возможностями.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)