Саламанкская декларация и документы ООН и ЮНЕСКО. Продолжение
Несмотря на то, что в европейских странах получение образования инвалидами отличается, в частности, с учетом развития и разветвления системы специальных учебных заведений, в «Рамках действий» обозначено, что страны с хорошо отлаженной системой специального образования, ячейки инклюзивного обучения можно организовать на базе этих учреждений, поскольку персонал таких учебных заведений имеет необходимый опыт в выявлении таких детей и в работе с ними. В указанных учебных заведениях могут организовать центры профессиональной подготовки и координирующие центры для специалистов, работающих в обычных школах. Персонал специальных школ может оказывать помощь в разработке и составлении учебных планов, использовании методики с учетом особых учебных потребностей школьников. Сейчас в специальных школах могут учиться те ученики с различными нарушениями психофизического развития, которые не могут получать образование в обычной школе.
Страны, где незначительное количество специальных школ или они вообще отсутствуют, должны развивать инклюзивные школы и систему предоставления специальных услуг, в частности, через организацию координационных центров.
Аналитические данные, представленные странами развивающихся свидетельствуют, что, в основном, специальные услуги получают дети с ограниченными возможностями, которые проживают в городских зонах, дети в сельских районах специальными услугами не обеспечены вообще. И поэтому планирование в области образования, которое осуществляет правительство, должно концентрироваться на образовании всех лиц во всех регионах любой страны при любых экономических условиях, как в школах государственного сектора, так и в частных.
Определенное внимание в рассматриваемом документе уделяется участию в образовательных программах девушек и женщин с физическими и умственными недостатками, поскольку нарушение у лиц женского пола способствуют возникновению у них дополнительные трудностей.
Наконец подчеркивается: новые подходы к образованию лиц с особыми образовательными потребностями, изложенные в «Рамках действий», является общим направлением для планирования действий в области образования для инвалидов, соответственно они нуждаются определенной адаптации, чтобы соответствовать местным потребностям и обстоятельствам. С целью повышение эффективности их следует дополнять национальным, региональным и местными планами действий, в основу которых должны быть положены стремление общества обеспечить образованием всех.
ЗАДАЧИ ДЛЯ КОНТРОЛЯ
1. Назовите и проанализируйте основные международные документы в области прав лиц с нарушениями психофизического развития.
2. Раскройте основные принципы инклюзивного образования, задекларированные в Саламанкской декларации.
Семинарские практические занятие Опорные понятия: Международная политика и законодательная база инклюзивного образования, Саламанкская декларация, документы ООН и ЮНЕСКО
Устное практическое задание Охарактеризуйте основные международные документы ООН и ЮНЕСКО в области прав лиц с нарушениями психофизического развития
Устное практическое задание 1. Проанализируйте статью 23 Конвенции о правах ребенка, где отмечается, что «Инвалид в умственном или физическом отношении должен иметь полноценную и достойную жизнь в нормальных условиях. Ребенок-инвалид имеет право на особый уход, образование, помощь, чтобы иметь полноценную и достойную жизнь в условиях, обеспечивающих максимальную самостоятельность и социальную интеграцию»
2. Определите основополагающие права лиц с нарушениями, которые изложены в «Стандартных правилах обеспечения равных возможностей для инвалидов».
Упражнение Студентам предлагается на основе теоретических знаний определить обязательства государств, ратифицировавших Конвенцию ООН о правах ребенка
«Государства признают право ребенка на образование, с целью постепенной реализации этого права на основе предоставления равных возможностей они должны ...»
После выполнения задания - обсуждение с группой в аудитории.
Задача для устного опроса 1. В каком международном документе определены основные принципы инклюзивного образования? 2. Прокомментируйте определение, поданное в Саламанкской декларации: «В рамках инклюзивных школ дети с особыми образовательными потребностями должны получать дополнительную помощь, которая нужна им для обеспечения их полноценного обучения. Инклюзивные школы является самым эффективным средством, гарантирующим солидарность между детьми с особыми потребностями и их сверстниками.
Зачисление детей в специальные школы, специальных классов или в секции в пределах любой школы на постоянной основе должно быть исключением, только в тех случаях, когда вполне очевидно то, что обучение в обычных классах не может удовлетворить образовательные или социальные потребности определенного (отдельного) ребенка, или, если это необходимо для благополучия этого ребенка или других детей».
Задача для письменного самостоятельного выполнения 1. Определите основные направления сотрудничества педагогического персонала, специалистов, общественных и благотворительных организаций с родителями.
2. Почему родители должны иметь определяющее право в выборе образовательных услуг для своего ребенка, контролировать, следить за процессом обучения, принимать в нем участие?
Темы для докладов и рефератов
1. Анализ документа «Порядок организации инклюзивного обучения в общеобразовательных учебных заведениях с инклюзивным обучением».
2. Нормативно- правовые акты, регламентирующие инклюзивное обучение детей с особыми образовательными потребностями.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)