Как работать с детьми с особыми образовательными потребностями: практические советы
Внедрение инклюзивного обучения – это процесс, который требует преобразований как на уровне всей системы образования, так и на уровне учебного заведения. Иногда это воспринять очень трудно, так как это приводит к необходимости переосмысления концептуальных взглядов.
Основная ответственность за учеников, их повседневное обучение и его результаты возлагается на учителя школы. Но нужно понимать, что без надлежащих знаний и «поддержки» (тех базовых средств, которые выходят за пределы возможностей учителя) учитель не сможет достичь необходимых результатов. В данном разделе даются некоторые общие советы учителям и администрации школ по работе с детьми с определенными функциональными нарушениями.
Когда в классе учатся дети с церебральным параличом
Детский церебральный паралич (ДЦП) – это заболевание центральной нервной системы, при котором происходит поражение одного (или нескольких) отделов головного мозга, в результате чего развиваются непрогрессирующие нарушения двигательной и мышечной активности, координации движений, функций зрения, слуха, а также речи и психики.
Чтобы воспитать ребенка как личность, максимально адаптированную к независимой жизни в обществе, несмотря на его функциональные нарушения, необходимо усвоить и руководствоваться двумя правилами эффективной работы:
- У каждого ребенка есть индивидуальный диапазон доступных возможностей, при тщательном изучении которого можно подобрать наиболее адекватные нагрузки.
- Хорошего результата можно достичь только в том случае, если опираться на грани возможного, а не оглядываться на прошлые поражения. Залог успеха – это планомерная, терпеливая и целенаправленная работа.
Для успешной организации учебного процесса учащихся с церебральным параличом учителю необходимы знания об особенностях их психофизического развития, а также о типичных трудностях, обусловленных характером нарушения, которые наблюдаются во время освоения учебного материала. Эти знания могут пригодиться учителям и администрации школ при планировании учебного года, дизайна кабинета, подготовки учебных материалов, размещения за партами и учебной деятельности в целом.
У детей с ДЦП могут присутствовать любые из этих симптомов:
• Нарушение речи.
• Нескоординированность движений.
• Судороги / приступы.
• Несдержанность.
• Общая и мышечная боль.
• Произвольное выделение слюны.
• Отклонение развития.
• Сложности в усвоении материала.
• Поражение слуха.
• Поражение зрения.
• Приступы удушья.
• Повышенный уровень непредвиденных ситуаций по причине недостаточного контроля за мышечной деятельностью и ограниченной мобильности.
• Произвольные движения пораженных частей тела, включая конечности, туловище, лицо и шею.
• Повышенная чувствительность к прикосновениям.
• Повышенная чувствительность к возникновению тяжелых заболеваний (например, воспаление легких).
Совершенствование путей социализации детей с церебральным параличом является одной из главных педагогических задач. Восприимчивость личности к воспитательным воздействиям обеспечивается наличием достаточного уровня развития его сознания, чувств, характера и навыков поведения.
К началу обучения учителю обходимо провести подробную беседу с родителями о предпочтениях ребенка, его интересах, любимых занятиях, играх, выяснить, какие двигательные навыки у него развиты, и во время какой деятельности он их активизирует.
Ученик с церебральным параличом получит значительную поддержку благодаря изменениям, предложенным учителем в обычном учебном классе. Помните о том, что дети с церебральным параличом и ограниченной мобильностью, обучаясь в обычном классе, получат немало от социального взаимодействия.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)