Основные компоненты индивидуального учебного плана
Все индивидуальные учебные планы, без исключения и безотносительно к особым индивидуальным потребностям ребенка, содержат общие компоненты:
- общую информацию о ребенке;
- рекомендации ПМПК о способностях и потребностях ребенка;
- цели и задачи обучения ребенка;
- ожидаемые результаты;
- учебные методы, материалы и стратегии;
- список учителей и других специалистов, ответственных за внедрение плана;
- предметы и расписание уроков;
- расписание проведения оценивания успешности ребенка.
Этапы разработки индивидуального учебного плана:
- сбор и ознакомление с информацией о ребенке;
- выбор образовательного направления;
- написание плана;
- введение и оценка плана.
Эти четыре этапа могут обрабатываться как по отдельности, так и одновременно, в зависимости от индивидуальных потребностей ребенка. Родители ребенка должны привлекаться на всех четырех этапах разработки.
Этап 1: Сбор и ознакомление с информацией о ребенке.
Родители предоставляют информацию относительно ребенка по такой общей схеме:
- цели и стремления вашего ребенка;
- особенности ребенка;
- интересы, способности, желания;
- сильные стороны и потребности;
- семья и элементы воспитания ребенка в семье, влияющие на учебный процесс,
- состояние здоровья и особые потребности (необходимая помощь).
Этап 2: Выбор образовательного направления.
На этом этапе определяются приоритеты, которые помогут педагогическому коллективу определить, что будет самым важным для усвоения ребенком в течение каждого учебного года. При определении приоритетов учителя руководствуются информацией, полученной на предыдущем этапе.
Для определения приоритетов коллектив специалистов должен:
- составить список образовательных потребностей ребенка;
- распределить эти цели по значимости;
- выделить важнейшие образовательные потребности ребенка в учебном году.
Для определения важнейших образовательных потребностей родителей спрашивают:
- Обладает ли ваш ребенок этим навыком / умением сейчас?
- Нужна ли эта привычка / умение для дальнейшего обучения?
- Поможет ли этот навык / умение вашему ребенку стать более независимым?
- Соответствует ли поставленная цель возрасту и уровню развития вашего ребенка?
- Сколько времени требует ребенок для усвоения определенного навыка?
- Насколько нужным будет этот навык / умение вашему ребенку в другой ситуации?
Этап 3: Написание плана.
Цели и задачи показывают, чем именно и за какой промежуток времени должен овладеть ребенок в пределах школьного учебного года. Цели и задачи обычно определяются для каждого предмета отдельно (язык, математика, труд и т.д.) и имеют функциональное направление: общение, самообслуживание, поведение, развитие моторики, развитие социальных навыков и т.д.
Этап 4: Внедрение и оценка плана.
Этот этап касается процесса развития ребенка. Педагогическая команда определяет специфические задачи ребенка и критерии их достижения / выполнения. Учебные и оценочные стратегии вводятся в практику. Педагогическая команда просматривает содержание индивидуального учебного плана на соответствие расписанию уроков (общему или индивидуальному) для ежедневной проверки успеваемости ребенка.
Команда составляет план оценивания и график корректировки учебной программы в течение учебного года. Во время оценочных встреч педагогическая команда обсуждает учебный прогресс ребенка в соответствии с Индивидуальным учебным планом. При необходимости в Индивидуальный учебный план вносятся определенные изменения. Родителям очень важно присутствовать на таких встречах.
Таким образом они будут должным образом проинформированы об учебных успехах ребенка и будут участвовать в дальнейшем планировании его обучения. Раз в год, в конце текущего учебного года, педагогическая команда собирается для просмотра индивидуального учебного плана и его утверждения на следующий год. При планировании учебного процесса на следующий год учитываются достижения ребенка за предыдущий учебный год.
Что является залогом эффективности индивидуального учебного плана?
- Привлечение родителей в качестве активных и равноправных членов педагогической команды.
- Детальное планирование учебного процесса на каждый день.
- Четкое распределение обязанностей: кто именно отвечает за ежедневное обучение ребенка, а кто – за обобщение и оценивание результатов.
- Корректировка плана в соответствии с медицинскими отчетами и рекомендациями относительно состояния здоровья ребенка.
- Индивидуальный план должен быть «живым» – постоянно меняться в соответствии с личными обстоятельствами ребенка и его прогрессом в обучении.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)