Важность сотрудничества родителей, учителей и специалистов
В процессе внедрения инклюзивного обучения могут быть задействованы учителя, родители, общество, школьная администрация, органы управления образования, социальной защиты, учреждения профтехобразования, высшие учебные заведения, предприятия в сфере образования и др.
Учителя и родители играют ключевую роль в поддержании всех аспектов процесса инклюзивного обучения. Согласно действующему законодательству, все решения, касающиеся детей, должны приниматься только при участии родителей и самих детей. Именно они принимают окончательное решение по обследованию и диагностированию ребенка, а также предоставлению ему индивидуальной помощи.
Если учитель хочет добиться успеха в своей работе, ему необходимо постоянно информировать родителей о планах, успехах и проблемах их ребенка. Результаты практической работы общественных организаций по внедрению инклюзивного образования в России говорят о том, что негативное отношение администраций школ, учителей и родителей является основным барьером для внедрения инклюзивного обучения – дети не испытывают предубеждение до тех пор, пока его не проявляют взрослые. Положительное отношение учителей к инклюзивному обучению во многом зависит от опыта работы с учениками, которые считаются «тяжелыми», и желания с ними работать, педагогического образования, применения новейших методик, наличия «поддержки» со стороны междисциплинарной команды и др.
Благодаря усилиям учителя, ассистента учителя и других специалистов, а также влияния самого окружения, дети развиваются и изменяются, что может не сразу восприниматься родителями. Поэтому очень важно, чтобы родители пребывали в непосредственном контакте с учителем и знали цель его действий.
Прежде всего родители должны принимать участие в разработке индивидуального плана обучения ребенка. План готовится на встречах родителей, учителей и специалистов. Он должен включать учебные цели и задачи, занятия, которые должны внедряться в классе и дома, индивидуальные виды помощи, которые предоставляются специальными заведениями, и методы оценки результатов.
Все дети, без исключения, могут учиться, но все дети учатся одинаково: имеют одинаковый учебный уровень и требуют одинакового времени для изучения определенного материала. Обучение – это индивидуальный процесс. То, что является эффективным для одного ребенка, может быть непригодным для другого. Врачебный диагноз о наличии определенных функциональных нарушений не предоставляет достаточно информации для определения и планирования индивидуальных потребностей ребенка.
Индивидуальные образовательные потребности – это:
- определение текущих потребностей и навыков;
- поиск и разработка индивидуальных целей и задач для ребенка;
- поиск лучшей учебной среды;
- создание индивидуальных учебных планов.
Для определения образовательных потребностей детей с инвалидностью учитель должен:
- поговорить с ребенком;
- проследить, как работает ребенок в классе;
- оценить способности по базовым предметам, таким как математика, чтение и тому подобное.
Для чего нужно оценивание?
Оценивание помогает определить индивидуальные потребности ребенка. Некоторые дети испытывают трудности с обучением только определенное время и поэтому требуют краткосрочной помощи. Однако иногда специальные потребности становятся «пожизненными» потребностями. Но стоит учитывать, что они зависят от окружения и особенностей развития.
Многие другие факторы могут влиять на образовательные потребности ребенка. Для этого важно, чтобы команда педагогов постоянно встречалась, обменивалась мыслями и обсуждала эти факторы и должным образом корректировала учебные программы ребенка. После того, как родители дают согласие школе на применение определенных образовательных программ, план оценивания считается утвержденным.
В зависимости от потребностей ребенка, в процесс оценивания может привлекаться целый ряд специалистов, таких как учитель, врач, логопед, психолог, педиатр и другие специалисты. Это необходимо для того, чтобы оценить различные сферы развития ребенка: так, например, психолог оценивает когнитивный уровень и потенциал ребенка; учитель оценивает учебные навыки ребенка.
Классный руководитель должен сообщить родителям, какие специалисты вовлечены и что именно каждый из них должен оценивать. Существует много инструментов и методов для определения учебного / когнитивного, социального, эмоционального, коммуникативного и / или поведенческого уровней развития ребенка и его потребностей. Выбор и разработка инструментария и методики оценки развития и потребностей ребенка требуют сотрудничества специалистов и родителей: например, на этапе сбора полной и правдивой информации, отражающей рост и развитие ребенка.
Оценка также может осуществляться для того, чтобы:
- определить, действительно ли ребенок имеет особые образовательные потребности;
- определить настоящие возможности, потребности и навыки ребенка;
- определить, как особые образовательные потребности влияют на способность ребенка учиться и находиться в школе;
- определить необходимые программы и услуги, которые отвечают индивидуальным потребностям ребенка.
Что такое эффективная программа?
Эффективная учебная программа:
- основывается на индивидуальных потребностях ребенка;
- является спланированной и действенной, должным образом соотнесенной с потребностями ребенка;
- является инклюзивной, что позволяет ребенку в полной мере осваивать школьную программу и участвовать в школьной жизни;
- является согласованной с окружающими.
Необходимые предпосылки сотрудничества учителей с родителями:
- четко налажена связь «учитель-родители»;
- родители должны четко знать, что происходит с их ребенком в школе.
Родители должны постоянно помнить о том, что одной из основных причин изолированности ребенка с особыми потребностями от общества является их собственная родительская неуверенность и тревога за результаты общения своих детей со сверстниками.
Надлежащее планирование учебного процесса
Процесс включает:
- дифференцированность
Учителя внедряют программу, которая отвечает разнообразным образовательным потребностям детей путем дифференциации процесса обучения. Это значит, что учителя часто варьируют методики и подходы преподавания материала как в течение урока, так и при оценивании успехов ребенка.
- адаптация
Означает изменения в процессе преподавания, учебном материале, назначении и результатах. Адаптация применяется в случаях, когда ребенок полностью воспринимает цели и задачи общей учебной программы, однако требует дополнительного оборудования или дополнительных объяснений, или направлений. Например, дети с ДЦП не могут писать и нуждаются в компьютере для выполнения письменных заданий. Дети с нарушением зрения должны обеспечиваться соответствующими пособиями, учебными материалами с увеличенным шрифтом.
Модификация учебной программы
Иногда дети с когнитивными образовательными проблемами не могут овладеть общеобразовательной программой, даже при определенной адаптации. В таких случаях учителя прибегают к модификации программы, изменяя количество предметов, конечный результат в соответствии с образовательными потребностями ребенка. Очень важно, чтобы педагогический коллектив совместно с родителями достиг соглашения о том, что именно и каким образом должно быть изменено (модифицировано) в программе.
Индивидуализация учебной программы
Дети со значительными когнитивными нарушениями нуждаются не в модифицированной, а в индивидуализированной программе обучения в соответствии с их особыми когнитивными потребностями. Индивидуализированная программа базируется на развитии познавательно-функциональных академических навыков, коммуникативных навыков, социально-поведенческих навыков, моторных навыков и навыков, помогающих обслуживать себя.
Индивидуальная программа обучения
Индивидуальное планирование учебного процесса ребенка с особыми потребностями – это работа команды учителей, родителей и, при необходимости, других специалистов (психологов, логопедов, реабилитологов и т.д.). Определив и оценив образовательные потребности ребенка, учитель разрабатывает Индивидуальный учебный план, привлекая к этому родителей, способствует должному пониманию родителями образовательных потребностей их ребенка и четкому осознанию того, что именно такой подход, такие методики и формы обучения являются лучшими для их ребенка.
Индивидуальный учебный план разрабатывается для учеников, требующих модификации или индивидуализации учебной программы. Большинство индивидуальных учебных планов разрабатываются для учеников, которые нуждаются в поддержке развития учебных и когнитивных навыков.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)