Адвокатство и лоббирование в России и международный опыт
Явление лоббизма является не новым для нашего общества, учитывая его существование в СССР, хоть это и не признавалось ни властью, ни официальной наукой. Собственно, тогда лоббизм был доведен до абсурда, потому что свои интересы в принятии государственных решений отстаивали только те лица или группы лиц, которые их и принимали, то есть верхушка коммунистической партии.
После распада СССР и развития гражданского общества постепенно возрастает роль общественных организаций, как представителей его интересов и возможностей их влияния на государственные институты.
Особенностью регламентации лоббирования является его правовое регулирование на федеральном уровне и на уровне штатов. Штаты принимают собственные законы, подобные федеральным законам. Однако в таких штатах как Арканзас, Вашингтон, Джорджия, Монтана, Юта нет собственных нормативно-правовых актов, которые регулировали бы лоббирование.
В США лоббизм является профессией, закрепленной на законодательном уровне. В Акте об открытом лоббировании термином «лоббист» обозначается лицо, нанятое клиентами за финансовую или иную награду для предоставления услуг, включающих более одного лоббистского контакта.
Кроме признания лоббирования профессией, появилась возможность профессиональной подготовки будущих лоббистов в течение пяти лет в высших учебных заведениях этой страны.
В федеральном законе четко указаны условия, при которых организация или отдельное лицо считаются лоббистами с финансовой и налоговой точки зрения, очерчена процедура регистрации лоббистов, регламентировано, какие средства воздействия на чиновников разрешены, а какие преследуются законом.
В США лоббист должен регулярно подавать отчет с указанием наименования всех изданий, в которых по его инициативе были размещены статьи о тех законопроектах, где он в соответствии с соглашением о найме должен препятствовать или оказывать поддержку.
В Акте об открытом лоббировании отчетность лоббистов об их деятельности поставлена в еще более жесткие рамки: здесь регламентирован лоббизм со стороны групп интересов иностранных государств и тому подобное.
Чрезвычайно авторитетными и влиятельными являются еврейское, итальянское, польское и ирландское лобби. По данным американской прессы, в конце 90-х годов при парламенте США было зарегистрировано только 7200 лоббистов, которые защищали интересы иностранного бизнеса. Вообще существует 12000 зарегистрированных лоббистов, но на самом деле их в три или в четыре раза больше.
Лоббизм общественных (негосударственных) организаций регламентирован отдельно в законе о лоббировании негосударственными общественными организациями. Этот нормативно-правовой акт дает право общественным организациям свободно лоббировать свои интересы, интересы общества или физических лиц, которых они представляют.
Несколько иная ситуация сложилась с регулированием лоббирования в Германии, где нет единого федерального закона о лоббистской деятельности. Такую деятельность регламентирует ряд правовых актов. Немцы пытаются не употреблять термины «лоббизм», «лоббист», которые здесь имеют негативный оттенок. Чаще употребляется выражение - «группа интересов».
Основным объектом лоббирования в Германии является правительство во главе с федеральным канцлером: примерно три четверти всех законопроектов базируются на проектах, разрабатываемых правительством, а также администрациями различных уровней. Но, как указывает немецкая неправительственная организация, сегодня на каждого депутата бундестага насчитывается почти три лоббистские организации.
В России лоббирование - это деятельность граждан и их объединений любого вида и формы, не запрещенных законом, целью которой является отстаивание интересов различных заинтересованных слоев и групп населения в осуществлении определенной экономической, социальной, культурной политики.
Основными лоббистами общественных интересов являются общественные организации. Они в зависимости от своих целей отстаивают интересы определенных категорий граждан или отдельные интересы. Несмотря на огромное количество общественных организаций, вес в обществе имеет очень малая их часть. Среди них профсоюзы, ассоциации и союзы. Достаточно часто для достижения определенных целей отдельные группы объединяются в так называемые концессии.
Лоббирование в России осуществляется как на уровне законодательной, так и исполнительной власти. Наиболее распространено лоббирование решений исполнительной власти, потому что принятие законопроекта - это достаточно длительное дело. Поэтому, чаще всего апеллируют через Кабинет Министров и Администрацию Президента.
Лоббирования общественными организациями проводится прямыми и косвенными методами.
К прямым методам относятся:
- частные встречи с законодателями;
- сбор информации, проведение исследований и подготовка презентаций перед законодателями;
- присутствие и выступления на слушаниях комитетов и других правительственных структур;
- участие в проведении круглых столов, семинаров;
- предоставление профессиональных советов, помощь в подготовке законопроектов;
- предоставление средств на предвыборную программу;
- приглашение законодателей на общественные мероприятия.
Косвенными методами являются:
- влияние общественности (например, через средства массовой информации);
- опрос населения.
Лучше использовать не один из упомянутых методов, а целый их комплекс - тогда лоббирование будет намного результативнее.
В общем, попытки лоббировать в парламенте свои интересы вполне нормальное явление. Правда, на нынешнем этапе мы наблюдаем лоббизм какого-то непонятного типа. Конечно, полностью контролировать процесс лоббирования невозможно в силу специфической природы этого явления, но очевидно, что необходима норма закона, которая провела бы четкую границу между «добросовестным» и «недобросовестным» лоббированием. И в хаотическом, на первый взгляд, движении можно будет разглядеть очень интересную шахматную партию, которая подвергается как анализу, так и прогнозированию.
Лоббизм - это более положительное, чем отрицательное, явление из-за того, что лоббистская деятельность:
- Усиливает легитимность парламента (если и не были воплощены в жизнь интересы какой-либо группы, сам факт - что представители этой группы встретились с депутатом, и он их выслушал - очень важен).
- Является источником информации не только для граждан, но и законодателей.
- Способствует обмену знаниями и взаимопониманию между депутатами и общественностью.
- Помогает становлению парламента как демократического открытого органа.
- Повышает эффективность принятия решений.
Правовая неурегулированность вопросов, связанных с деятельностью групп влияния и защиты экономических интересов, была и остается ощутимой коррупционной угрозой в сфере национальной безопасности. Существует объективная необходимость в скорейшем решении этого вопроса. Существование такой необходимости подтверждено также анализом зарубежного опыта использования механизмов легального лоббизма экономических интересов, как эффективного средства противодействия коррупции. Неудача предыдущих попыток решения указанной проблемы свидетельствует о необходимости системного и чрезвычайно взвешенного подхода к ее решению, с учетом всех заинтересованных сторон. Обязательными условиями этого должны быть соответствующее научно-аналитическое сопровождение и полная открытость для общественности на всех этапах. Использование положительного международного опыта с учетом отечественной специфики будет способствовать оптимальному решению указанной задачи.
Очевидно, что легитимизация лоббизма в России не может ограничиваться только разработкой и принятием соответствующих нормативно-правовых актов. Этот процесс должен сопровождаться положительным влиянием на правосознание граждан, направленным на повышение гражданской активности, четким соблюдением этических стандартов в политической среде и среди государственных служащих.
На стадии разработки президентского законопроекта (если такой шаг будет признан целесообразным) о легализации лоббистской деятельности, стоило бы также осуществить следующие практические меры:
- Инициировать общественные слушания по проблемам, связанным с необходимостью законодательного урегулирования лоббизма при участии Президента и с привлечением ведущих политических партий, представителей бизнес-структур, неправительственных организаций и средств массовой информации. Во время их подготовки и проведения необходимо активно использовать соответствующий зарубежный опыт.
- Провести информационно-образовательную кампанию по популяризации зарубежного опыта легализации лоббизма. К ее реализации привлекать на конкурсной основе неправительственные организации и средства массовой информации.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)