Специальное образование в России и модернизация образования
Характеристика специального образования в России (вертикальная и горизонтальная структура; специальные дошкольные и общеобразовательные школьные учреждения, учебно- реабилитационные и оздоровительные многопрофильные центры и т. д.).
В процессе демократизации общества широкое распространение приобретают идеи гуманизации образования и приоритетов личности.
Рыночная экономика и демократическая система социально-политического обустройства России выдвигают новые требования к системе образования, в частности, к образованию лиц с нарушениями психофизического развития. Речь идет, прежде всего, о обеспечении равных возможностей для получения образования и дальнейшей активной участия в жизни общества всех без исключения граждан.
Неприемлема сейчас образовательная система, при которой ученики пассивно получают академические знания и не вступают в активное взаимодействие с социумом. Проблема социализации и интеграции в общеобразовательной пространство детей с нарушениями психофизического развития занимает особое место и вызывает много споров и нареканий.
Система специального образования в России имеет вертикально- горизонтальную структуру. Вертикальная структура базируется на возрастных особенностях учащихся и уровнях общеобразовательных программ. Горизонтальная структура учитывает психофизическое развитие ребенка, особенности его познавательной деятельности и характер нарушения.
Вертикальная структура определяется возрастными периодами:
-раннего детства (от 0 до 3 лет);
-дошкольный период (с 3 до 6-7 лет);
-период школьного и профессионального обучения (с 6-7 до 16-21 лет).
В период от 0 до 3 лет (раннее детство) дети находятся на домашнем содержании, в детских дошкольных учреждениях, дети-сироты - в домах ребенка. Специальную помощь дети с нарушениями психофизического развития могут получать в центрах раннего вмешательства, центрах реабилитации, психолого-медико-педагогических центрах и специальных дошкольных учреждениях. Для детей дошкольного возраста с особенностями психофизического развития функционируют: специальные детские дошкольные учреждения, детские учебные заведения компенсирующего типа, специальные группы при дошкольных учебных заведениях комбинированного типа, дошкольные группы при специальных школах, реабилитационные центры.
Основными государственными учебными заведениями для детей с особенностями психофизического развития школьного возраста являются: специальные общеобразовательные школы-интернаты, учебно-реабилитационные центры и специальные классы в общеобразовательных учебных заведениях массового типа.
Специальные учебные заведения для детей с особенностями психофизического развития реализующих программы начального, основного и среднего (полного) общего образования, составленные на основе Государственного стандарта специального образования.
Горизонтальная структура специального образования в России представлена 8-ю типами специальных заведений: для детей с нарушениями слуха, слабослышащих, с нарушениями зрения, слабовидящих, с тяжелыми нарушениями речи, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, для умственно отсталых, с задержкой психического развития.
Опыт функционирования специальных заведений в России свидетельствует о значительные достижениях, которые имеют эти образовательные центры. К несомненным достижениям можно отнести: создание в специальных учебных заведениях достаточной материальной базы, обеспечение соответствующих условий для предоставления коррекционной помощи, организацию профессионально-трудовой подготовки, обучения и отдыха. В специальных заведениях дети с нарушениями развития получают образование, направленное на получение знаний по основам наук, совершенствование личностных качеств, коррекцию нарушений развития и дальнейшую социализацию. Коррекционные занятия обеспечивают не только исправление нарушений психофизического развития, а и обеспечивают влияние на личность в целом для достижения положительных результатов в ее обучении, воспитании и интеграции в общество.
Специальные школы в основном обеспечены современными учебно- методическими материалами, разработанными в соответствии с требованиями современности.
Впрочем, наряду с несомненным позитивом можно выделить существенные недостатки современной системы специального образования, прежде всего:
- ее унифицированность, что делает невозможным обеспечение образовательных потребностей всех учащихся, имеющих особенности психофизического развития, мешает внедрять разнообразные учебные программы, вносить необходимые изменения и дополнения в учебные планы;
- изолированность детей с психофизическими нарушениями в специальных школах-интернатах, которые являются основными специальными образовательными учреждениями; такая изолированность имеет много негативных социальных последствий, в частности, отчуждение семьи от воспитательного процесса; социальная инфантильность учащихся;
- недостаточная социально-практическая направленность учебного процесса, последствия которой - низкий уровень сформированности социально-бытовой компетентности учащихся, неудовлетворительная ориентация в системе социальных норм и правил и отсутствие навыков самостоятельной жизнедеятельности;
- недостаточная личностная ориентированность учебно-воспитательного процесса, которая вызывает трудности эмоционального и личностного развития учащихся, неадекватные представления о своих качествах, способностях и возможностях;
- низкая эффективность коррекционно- развивающих занятий, обуславливающей низкий уровень коммуникативной компетентности, замкнутости, изолированности;
- отсутствие лицензированного психолого-педагогического инструментария для диагностики нарушений, что затрудняет правильное комплектование специальных заведений и организаций соответствующего обучения;
- недостаточное научно-методическое и учебное обеспечение образовательного процесса детей с тяжелыми патологиями, атипичными нарушениями, которые требует дополнительных образовательных и коррекционно-реабилитационных услуг.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)