Психологические аспекты интеграции
Нынешнее состояние развития России характеризуется достаточно негативной социальной установкой по отношению к людям с инвалидностью, положение которых можно назвать социальной изоляцией. Ее жестокие игры формируют материальный статус инвалидов и их психологическую депривацию, что является причиной хронических состояний одиночества, замкнутости, злости, подавленности, равнодушия. То есть общество сознательно или бессознательно отталкивает людей, которые чем-то не похожи на большинство.
Находясь дома или в интернате дети не получают необходимых знаний, умений и навыков, способствующих саморазвитию, самореализации, самосовершенствованию. Кроме того, они оказываются неподготовленными к жизни в незащищенной среде, не приспособленной к их особым потребностям, имеют низкий уровень социализации и социальной адаптации, не умеют общаться с незнакомыми людьми. Поэтому целесообразно говорить об инклюзии старшеклассников с инвалидностью в академическую среду общеобразовательных школ.
Старшеклассники характеризуются своей эмоциональностью. Вообще эмоциям подчинены все психические процессы и поведение. Они контактны, доброжелательны, легко вступают в общение со сверстниками и взрослыми, очень любознательны. Наблюдается направленность интересов на внешний мир. Любят осваивать новые умения, стремятся к яркому, незнакомому, любят быстро меняющиеся события, происшествия.
Отклонения в развитии ребенка с инвалидностью заметны. Например, одно из распространенных отклонений - задержка психического развития. С раннего возраста прослеживается снижение познавательной активности, их поведение нецеленаправленное и неосознанное, недостаточный уровень сформированности знаний и навыков, представлений об окружающей среде, нарушение развития речи, ограниченное восприятие информации, поступающей через органы чувств, неустойчивое внимание, слабость памяти. Иногда дети с инвалидностью не чувствуют опасности. Поэтому для таких детей важной составляющей человеческого развития является обеспечение надлежащего образования, ведь эффективная адаптация и интеграция детей с нарушениями физического и (или) умственного развития в общество невозможна без получения ими полноценного дошкольного, школьного и внешкольного образования.
Интеграция - это не механическое соединение частей, а сочетание нескольких социальных реальностей с целью создания качественно новой, в которой происходит равноправное взаимодействие. Вообще интеграция - это лишь составляющая инклюзии, которая предусматривает доступность образования для всех и развитие общего образования в результате приспособления к различным нуждам всех детей.
Суть термина инклюзия заключается в адаптации системы к потребностям ребенка. При инклюзии все заинтересованные стороны (родители, дети, педагоги) должны принимать активное участие для получения желаемого результата. Инклюзия связана с определением препятствий и их преодолением. Такая организация обучения детей с ограниченными возможностями в обычных школах требует немало усилий. К сожалению, большинство школьных зданий не приспособлены сейчас к тому, чтобы в них находились дети с тяжелой формой инвалидности. Поэтому интегрированное образование сейчас является одним из приоритетных направлений социальной политики демократических стран. А в идеале, одна из основных задач современной школы - реализация потенциальных возможностей каждого ребенка, ведь общеизвестно, что успех ребенка в обучении в основном зависит от того, насколько условия обучения и воспитания соответствуют его возможностям. В Конвенции Организации Объединенных Наций о правах ребенка декларируется, что право людей с инвалидностью на интеграцию в общество является основным принципом международных стандартов в области прав человека, и совместимое образование - это основа общественной интеграции.
Все вышеупомянутое можно охватить понятием инклюзивного образования - это система образовательных услуг, основанных на принципе обеспечения основного права детей на образование и права учиться по месту жительства, что предполагает обучение ребенка с особыми образовательными потребностями, в том числе ребенка с особенностями психофизического развития, в условиях общеобразовательного заведения. Обучение в системе инклюзивного образования предусматривает обучение по индивидуальному учебному плану и обеспечивается медико-социальным и психолого-педагогическим сопровождением.
Следует отметить, что основополагающие принципы инклюзивного обучения изложены в Саламанской декларации, в рамках действий по образованию лиц с особыми потребностями. В этом международном документе отмечается: «основным принципом инклюзивного обучения является то, что все дети должны учиться вместе во всех случаях, когда это возможно, несмотря ни на какие трудности или различия между ними. Инклюзивные школы должны признавать и учитывать различные потребности своих учеников путем приведения в соответствие методов и темпов обучения, а также обеспечивать качественное образование для всех, разрабатывая соответствующие учебные планы, организационные мероприятия, стратегии преподавания, используя ресурсы и партнерские связи общинами, где они проживают». Главной целью инклюзивного обучения является создание условий для личностного развития, творческой самореализации и утверждения человеческого достоинства детей с особыми потребностями. Учебно-воспитательный процесс в классах с инклюзивным обучением общеобразовательных учебных заведений осуществляется в соответствии с рабочим учебным планом школы, по учебным программам, учебникам, пособиям, рекомендованными Министерством образования и науки для общеобразовательных учебных заведений. Для детей с особыми образовательными потребностями, которые имеют интеллектуальные нарушения и со сложными пороками развития (недостатками слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата в сочетании с умственной отсталостью, задержкой психического развития) на основе рабочего учебного плана школы разрабатывается индивидуальный учебный план с учетом рекомендаций психолого-медико-педагогической консультации и на основе типовых учебных планов специальных общеобразовательных учебных заведений для детей, нуждающихся в коррекции физического и (или) умственного развития. Неотъемлемой составляющей процесса разработки индивидуальной программы является оценка динамики развития ребенка с особыми образовательными потребностями, сбора сведений о его успехах.
Итак, инклюзивное образование представляет собой закономерный и логичный вариант трансформации институтов общего и специального образования, выступает одним из основных институтов социальной интеграции. Организация инклюзивного обучения требует создания благоприятной социальной ситуации для развития детей с психофизическими нарушениями и обеспечения им равных прав в получении образовательных услуг. Такое обучение в работе с детьми положительно влияет на коррекцию и развитие, на максимально полную и раннюю их адаптацию к социальной среде, создает такие социальные ситуации, в которых дети на практике познают и усваивают не только ближайшую микросреду, но и многогранную систему социальных отношений.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)