Особенности внедрения инклюзивного образования в странах Европы
Италия. Занимает ведущее место в реализации идей интегрированного и инклюзивного обучения. Она стала лабораторией для всего мира.
В Италии были разработаны приложения к «Закону об образовании», которые определяли, что дети с особенностями развития должны ходить в школу вблизи дома и учиться в классах вместе со своими сверстниками, наполняемость классов не может превышать 20 человек, а детей с инвалидностью не должно быть больше двух. Такие дети должны быть обеспечены квалифицированной поддержкой со стороны педагогов и разно-профильных специалистов, работающих с ними по согласованным программам. На сегодняшний день в стране более 90% детей с особенностями психофизического развития получают образование в учреждениях массового типа.
Австрия. Работала хорошо отлаженная система специального образования, в состав которой входили специальные школы для детей с нарушениями развития. В образовательной системе Австрии функционируют центры специального образования, которые несут ответственность за обучение детей с особыми потребностями в массовых общеобразовательных учреждениях и координируют работу всех специалистов, задействованных в этом процессе.
Германия. Основополагающим образовательным документом по организации совместного обучения детей с нарушениями развития и их здоровых сверстников для всех регионов страны являются «Рекомендации по организации специального обучения». Психолого-педагогическое сопровождение обеспечивается педагогическими центрами, функционирующими в каждом регионе, хотя формы организации работы могут быть разные. Центры оказывают разноплановую помощь школьникам с особыми образовательными потребностями, проводят с ними профориентационную работу, координируют деятельность разно-профильных специалистов, консультируют родителей и учителей массовых и специальных школ и тому подобное. Кроме центров, поддержку ученикам оказывают службы, функционирующие за пределами школ и финансируемые органами местного самоуправления.
Великобритания. После принятия Акта «Об Образовании» инклюзивное обучение было законодательно признано. Во всех регионах страны функционируют органы управления образованием, которые несут материальную и организационную ответственность за инклюзивное обучение. Учебные заведения имеют в своем составе специалистов - координаторов по вопросам специального образования, непосредственно работающих с детьми, имеющими несложные нарушения развития, обеспечивают дополнительными коррекционно-реабилитационными услугами учащихся с ограниченными психофизическими возможностями, привлекая к работе внешкольные медицинские и социальные службы, консультируют учителей и оказывают помощь родителям.
Соединенные Штаты Америки. В Соединенных Штатах Америки созданы первые школы для детей с проблемами зрения и слуха. Ученики в этих школах были изолированы и учились по специальным программам. Да, в школах для детей с проблемами слуха использовали альтернативные системы общения, язык знаков, жестов и т.д. Поскольку это были большие заведения, они часто располагались за сотни километров от дома учеников, и дети находились здесь почти все время. После принятия Государственного Закона, который засвидетельствовал право на получение образования без ограничений всех без исключения лиц, в том числе и детей с особенностями развития, в стране начала активно внедряться система интегрированного и инклюзивного обучения. Впрочем, стоит отметить, что в США децентрализованная система образования и каждый штат имеет свою образовательно-правовую базу, которой руководствуются управленческие образовательные структуры.
Страны постсоветского пространства. Все страны постсоветского пространства стали на путь коренного реформирования образования, в частности специального образования, поскольку оценивание обществом и государством состояния системы специального образования и перспектив ее развития характеризовалось как кризисное. Критике подверглась и подвергается социальная маркировка ребенка с особыми потребностями как «дефективного», аномального; охват системой специального образования лишь части детей, которые в этом нуждаются. По данным детского фонда Организации Объединенных Наций ЮНИСЕФ количество детей с ограниченными возможностями в этих странах в период за 12 лет в среднем выросло почти в три раза. По мнению международных экспертов, увеличение количества детей с ограниченными возможностями объясняется не только социально-экономическими причинами и ухудшением здоровья, но и тем, что под давлением общественности, инвалидность как проблема, получила широкое официальное признание, в определенной степени усовершенствовались диагностические процедуры, к отбору информации для официальной статистики стали относиться без идеологических предубеждений и т.д.
Россия. В России к вопросам инклюзивного образования привлечены представители психолого-медико-педагогических консультаций. Именно психолого-медико-педагогические консультации осуществляют оценку развития детей и предоставляют родителям рекомендации по выбору того или иного учебного заведения для их детей.
Среди приоритетных проблем в области реализации политики инклюзии респонденты определили: финансирование социально-психологического сопровождения инклюзивного образования; формирование в обществе толерантного отношения к детям с особыми потребностями; совершенствование законодательной базы для организации инклюзивного образования в условиях массовых общеобразовательных учебных заведений; четкое определение состава специалистов и оснований для их введения в штатные расписания. Важнейшим фактором, определяющим развитие инклюзивного образования, является финансовое обеспечение. Но если его нет, остальные факторы внедрения инклюзии - бесполезны.
На сегодняшний день в России:
- определена новая методология развития специального образования, которая основана на демократических, антидискриминационных основах;
- функционирует система диагностики детей с особыми потребностями;
- создана дифференцированная сеть учебных заведений различных типов для детей с особенностями психофизического развития.
На базе учебных заведений и учебно-реабилитационных центров России реализуется положительный опыт инклюзивной практики в ходе научно-педагогических и социально-педагогических экспериментов по проблемам комплексной медицинской, психологической, педагогической, социальной реабилитации детей, нуждающихся в коррекции физического и (или) умственного развития.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)