Осуществление процесса оценки и разработки индивидуального учебного плана
Что такое индивидуальный учебный план?
Индивидуальный учебный план - это один из важнейших инструментов в работе с детьми с особыми образовательными потребностями. Индивидуальный учебный план- это формальный документ, содержащий подробную информацию о ребенке и услугах, которые он должен получать. Он разрабатывается командой педагогов и специалистов и объединяет их усилия с целью разработки комплексной программы работы с ребенком и одновременно определяет, какие именно услуги будет оказывать каждый специалист. Родители являются активными участниками разработки индивидуального учебного плана, поскольку они знают своих детей лучше других. Индивидуальный учебный план определяет необходимые адаптации, модификации и служит основой для дальнейшего планирования учебных занятий. Он разрабатывается и реализуется для каждого ребенка с особыми образовательными потребностями.
Компоненты индивидуального учебного плана
При создании индивидуального учебного плана главное внимание обращается на разработку конкретных учебных стратегий и подходов. Обычно, в индивидуальном учебном плане содержатся следующие компоненты:
- Информация о ребенке общего характера: Имя ребенка, его возраст, адрес, телефон, имена родителей, нарушение развития, дата зачисления ребенка в учебное заведение, срок действия индивидуального учебного плана.
- Текущий уровень знаний и умений ребенка, приводятся сведения об уровне развития ребенка, зафиксированные во время наблюдений и исследований: его умения, сильные качества, стиль обучения, чего ребенок не умеет делать, в чем нужна помощь и тому подобное. В плане должно быть указано, что беспокоит родителей. Должна быть приведена информация о влиянии нарушений развития ребенка на его способность к успешному обучению в группе общего развития. Все сведения должны быть максимально точными, поскольку они являются основой для дальнейшей разработки задач.
- Цели и задачи. Именно они должны помочь ребенку овладеть определенными задачами и умениями. Они должны отвечать текущем уровню развития ребенка. В определении этих целей и задач участвуют все лица, причастные к работе с ребенком.
Цели- это утверждение относительно желаемого результата. Они могут касаться знаний, умений, поведения и должны быть четко сформулированы, высказанные через позитивные утверждения и быть понятными всем, кто их читает.
Задача- это необходимые промежуточные шаги на пути к намеченной цели пользователя, написанные понятными и простыми терминами.
В плане должно быть определено, кто, что, когда и как должен делать.
Цели должны быть определены во всех сферах, где наблюдаются отставание в развитии (интеллектуальное, социальное и эмоциональное развитие, развитие моторики, речевые навыки и т.д.).
- Специальные и дополнительные услуги. В индивидуальном учебном плане должны быть предусмотрены занятия с соответствующими специалистами (с логопедом, дефектологом, психологом и другими специалистами).
Педагоги и специалисты сотрудничают над интегрированием дополнительных услуг в учебный процесс. Иногда ребенок требует более интенсивных или особых услуг, которые могут предоставляться только в соответствующей среде (например, занятия с использованием специальной аппаратуры и т.п.). В этом случае целесообразно договориться с соответствующим учреждением, которое может предоставлять такие услуги.
В индивидуальном учебном плане должно быть определено количество и продолжительность занятий специалистов с ребенком.
- Адаптации модификации. Соответствующая адаптация среды позволяет детям с особыми образовательными потребностями учиться и воспитываться в обычной группе детского сада. При разработке плана необходимо обратить внимание на необходимое обустройство среды; использование надлежащих методов обучения, материалы и оборудование; учет сенсорных и других потребностей ребенка.
- Срок действия индивидуального учебного плана. Обычно, план разрабатывается на один год. Однако, члены группы по разработке индивидуального учебного плана (родители, администратор, педагоги и др.) могут в любой момент предложить провести собрание, чтобы модифицировать план или составить новый. Это может оказаться необходимым, например, если:
- ребенок достиг поставленной цели;
- у ребенка возникают трудности при достижении определенных целей;
- поступила просьба увеличить количество услуг ребенку;
- ребенка переводят в другую школу;
- у ребенка наблюдаются проблемы с поведением и т.д.
Традиционно, разработку индивидуального учебного плана начинают сразу после прихода ребенка в учебное заведение, а срок действия плана заканчивается через год. В то же время, можно варьировать этот процесс, приспосабливая его к общему школьному планированию.
- Информация о прогрессе ребенка. Неотъемлемой составляющей процесса разработки индивидуального учебного плана является оценка и сбор сведений об успехах ребенка. При этом могут собираться образцы работ ребенка, результаты наблюдений, контрольные листки, описания поведения, результаты сравнений с типичным уровнем развития, результаты тестов и тому подобное.
Через некоторое время педагог и другие специалисты оценивают успехи ребенка, определяют, насколько эффективен учебный план, делятся информацией с родителями ребенка. При необходимости, члены группы по разработке индивидуального учебного плана могут инициировать проведение собрания.
Окончание срока действия плана
Сведения о прогрессе ребенка (с указанием соответствующих дат) записываются непосредственно в индивидуальный учебный план.
Индивидуальные учебные планы могут иметь разный вид. При ежедневных усилиях педагогов по реализации определенных целей и задач, при тщательном документировании всех сведений, можно ожидать успешное обучение и развитие детей.
С чего начать?
Любой процесс стоит начинать с планирования. Для этого организуйте и проведите первую учредительную встречу членов команды.
Пригласите на первую учредительную встречу всех предполагаемых членов команды (кроме родителей ребенка). Ими могут быть педагоги из заведения, в котором ребенок находился ранее, штатные работники вашего заведения: логопед, дефектолог, психолог и др. Если эти специалисты не являются работниками заведения, необходимо привлечь их, обратившись в местную поликлинику, реабилитационный центр и тому подобное.
Учредительная встреча проводится с целью определения оптимального состава команды и составления плана действий, предшествующего созданию индивидуального учебного плана.
Оптимальный состав команды - количество специалистов, которое обеспечит реализацию учебной программы и специальных услуг.
В практике привлечения семей бывают случаи, когда родители не хотят участвовать в разработке индивидуального плана. Причины такого поведения могут быть разными: от нежелания уделять время своему ребенку, к недоверию членам команды.
Шаги сотрудничества:
- До начала разработки индивидуального учебного плана предоставляется родителям больше информации о плане, его содержание.
- Знакомство родителей с членами команды и делается ударение на услышанной ими информации. Это даст родителям возможность чувствовать себя комфортнее.
- Сообщается родителям, что ожидается от них информация, которая, по их мнению, является важной для разработки индивидуального учебного плана.
- Подписание родителями индивидуального учебного плана является важным шагом к его реализации. План считается принятым, если он согласован с родителями и подписан ими.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)