Особенности внедрения инклюзивного обучения в России, ресурсные возможности специального образования
Интегрирование детей с нарушениями психофизического развития в общеобразовательное пространство России, как одно из направлений гуманизации всей системы образования, соответствует приоритетам государственной политики. На смену образовательной системе, где главная цель определялась как формирование личности по определенным эталонам и подчинения собственных интересов государственным с жесткой регламентацией учебного процесса, должна идти система образования, в которой доминирует ориентация на интересы ребенка, на удовлетворение его потребностей.
Важное условие формирования этой системы - обеспечение возможности выбора образовательного учреждения и учебной программы в соответствии с индивидуальными особенностями ребенка; осуществление стимулирования достижений детей в различных сферах деятельности; обеспечение социально-педагогической защиты детей и т. д.
Реорганизация и обновление национальной системы педагогического образования на основе принципов демократизации, гуманизации и модернизации, признание права каждого ребенка на получение образования, адекватной ее познавательным возможностям и требованиям времени является указателем на поиск оптимальных путей ее реформирования, социализации детей с нарушениями психофизического развития, их интегрирование в общество.
Полный статистический государственный учет детей, имеющих нарушения психофизического развития, в настоящее время в России отсутствует, поскольку на пути стоят межведомственные барьеры, различные подходы к проведению учета таких детей, отсутствие единой категориальной классификации и тому подобное. Следовательно, определить количество детей с нарушениями психофизического развития, не охваченных специальным обучением, достаточно сложно.
Таким образом, при наличии достаточно разветвленной и развитой системы специального образования в России, значительная часть детей с особыми образовательными потребностями не получает специальной помощи и не имеет возможности удовлетворить свои особые потребности. Очевидно, не последнюю роль в этом сыграло и то, что в недавнем советском прошлом социально-политическое направление педагогики длительное время не способствовало адекватной помощи ученикам, которые испытывают трудности в обучении, отдельно и школьникам с нарушениями психофизического развития, в условиях массовых учебных заведений. Массовая и специальная школа поделили сферы своей компетенции. В этой ситуации дети с незначительными нарушениями, вовремя не обнаружены и не имея реальной возможности получить специальную педагогическую помощь, вынуждены были учиться в условиях массовой школы, без адекватного психолого- педагогического сопровождения. Эта «вынужденная интеграция» в полной мере характеризует и настоящее современной школы.
Важность образовательных интеграционных процессов подчеркивал Выготский. Он указывал на необходимость создания такой системы обучения, которая бы органично связывала специальное обучение с обучением детей с нормальным развитием.
Ученый отмечал: «При всех достоинствах наша специальная школа отличается тем основным недостатком, что она замыкает своего воспитанника в узкий круг школьного коллектива, создает отрезанный и замкнутый мир, где все пристроены и приспособлено к дефекту жизни. Наша специальная школа вместо того, чтобы выводить ребенка из изолированного мира, как правило, развивает в ней навыки, которые приводят к еще большей изолированности и усиливают ее сегрегацию. Через эти недостатки не только парализуется общее воспитание ребенка, но и специальная выучка сводится почти на нет».
Инклюзивное образование на территории России требует своего решения на основе взвешенного подхода, как со стороны государственных органов власти, так и со стороны общественности, поскольку инклюзивные процессы в обучении детей с нарушениями психофизического развития в странах постсоветского пространства имеют свою специфику, развиваются в условиях особого социокультурного статуса с учетом плюсов и достижений дифференцированного обучения.
Интегрирование детей с нарушениями психофизического развития в общеобразовательное пространство России, как одно из направлений гуманизации всей системы образования, соответствует приоритетам государственной политики и заключаются в« личностной ориентации образования; создании равных возможностей для детей и молодежи в получении качественного образования; обеспечении вариативности получения базового или полного общего среднего образования в соответствии со способностями и индивидуальными возможностями ».
Интегрирование детей с нарушениями психофизического развития в общеобразовательных учреждениях - это мировой процесс, к которому приобщены все высокоразвитые страны. В основе концепции инклюзии лежит соблюдение принципа прав ребенка на использование всех возможностей, которые предлагает общество.
Инклюзивное образование, представляет собой закономерный и логичный вариант трансформации институтов общего и специального образования, выступает одним из основных институтов социальной интеграции. Реализация технологий образовательного интегрирование позволит согласовать противоречия между равными правами лиц с нарушениями психофизического развития в выборе жизненного пути, формы образования, образовательных услуг и фактическим неравенством возможностей различных социальных групп населения.
Реализация идеи инклюзии как одной из ведущих тенденций современного этапа развития национальной системы образования ни в коей мере не означает свертывания существующей дифференцированной системы специального образования. Эффективное интегрирование возможно лишь в условиях постоянного совершенствования систем общего и специального образования, ликвидации существующих границ между ними. Принципиально важной здесь является продуманная государственная политика, которая должна базироваться на оптимизации процесса интегрирование учащихся с особыми потребностями в общеобразовательной пространство и учитывать научно-методические подходы внедрения инклюзивного образования:
- инклюзивное образование требует разработки соответствующей нормативно правовой базы, закрепляющей правовые основы получения образования в различных формах лицами с нарушениями психофизического развития;
- инклюзивное обучение детей с нарушениями психофизического развития должно проходить с участием разнопрофильных специалистов (коррекционный педагог, ассистент учителя, психолог, медицинский работник, социальный работник, помощник учителя и др.) и при условии своевременно проведенной коррекционно- развивающей работы;
- эффективность инклюзивного обучения образования существенно повысится при условии своевременной и квалифицированной диагностики и оценки развития ребенка, а также при предоставлении консультативно- информационной поддержки педагогам и администрации общеобразовательного учреждения, в котором он учится, и его родителям;
- в условиях инклюзивного образования крайне значимым является применение мультидисциплинарного подхода при организации психолого-педагогического сопровождения учащихся, привлечение местной общественности к решению вопросов интегрирование такого ребенка в социокультурное пространство;
- необходимы разработка и дальнейшее совершенствование учебно- методического обеспечения (индивидуальных учебных планов, специальных программ, учебников и дидактических средств, учитывая требования личностно- деятельностного подхода в образовании детей с нарушениями психофизического развития;
- эффективное инклюзивное обучение возможно лишь при условии специальной подготовки и переподготовки педагогических кадров. Целью такой подготовки является овладение педагогами общеобразовательных школ (дошкольных учреждений)
основными методами дифференцированного обучения, современными методиками оценки знаний и развития детей и тому подобное;
- широкое внедрение инклюзивного обучения детей с нарушениями психофизического развития предусматривает привлечение родителей к учебно- воспитательному процессу на партнерских началах, сотрудничество с обществом и поддержку инициатив общественных и родительских организаций.
Безусловно, внедрение инклюзивного образования должно происходить постепенно с профессиональной отработкой всех ее составляющих.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)