Рекомендации Министерству образования и науки
- принять меры по разработке и изданию в достаточном количестве специальных учебников, наглядно-дидактических материалов, пособий для обучения детей с особыми образовательными потребностями в специальных и инклюзивных условиях;
- разработать научное и учебно-методическое обеспечение инклюзивного образования для педагогических работников дошкольных, общеобразовательных учебных заведений и рекомендации для родителей детей с особыми образовательными потребностями в соответствии с международными стандартами, с учетом отечественного и международного опыта, в том числе общественных организаций;
- принять меры по обеспечению осуществления научно-методической, экспериментальной деятельности по обучению детей со сложными нарушениями развития, в частности с расстройствами спектра аутизма, синдромом Дауна и др.
Министерству здравоохранения:
- разработать концептуальные основы развития социальной педиатрии как междисциплинарной отрасли, задачей которой является оформление жизненного пространства ребенка в обществе с учетом состояния его здоровья;
- принять меры для развития медицинского центра реабилитации детей с органическим поражением нервной системы Министерства здравоохранения и создание на его базе научно-практического центра реабилитации детей - центра социальной педиатрии Министерства здравоохранения;
- ввести и развивать систему услуг раннего вмешательства с целью предоставления системной поддержки семьям, которые воспитывают детей с недостатками развития, предотвращения отказов родителей от детей с психофизическими нарушениями и попадание их в интернаты, а также предотвращение инвалидизации детского населения;
- принять меры по созданию центров раннего вмешательства для своевременного выявления у детей нарушений психофизического развития и предоставления им медицинских, реабилитационных и образовательных услуг, в том числе информационно-консультативных услуг членам их семей;
- принять меры по открытию центров паллиативной помощи детям;
- усовершенствовать порядок предоставления психиатрической помощи детям путем отделения стационарной психиатрической помощи от психиатрической помощи для взрослых, обеспечить предоставление специализированной психиатрической помощи в структуре многопрофильных больниц для планового лечения; развития медицинской, в том числе психиатрической, помощи детям с психическими расстройствами и особыми потребностями по месту жительства на первичном уровне медицинской помощи; интеграции специализированной психиатрической помощи детям с общей медицинской помощью;
- проанализировать состояние материально-технической базы, кадрового потенциала и методологию реабилитации детей в санаторно-курортных заведениях и обеспечить внедрение в их деятельность современных подходов к медицинской и социальной реабилитации для расширения возможностей лечения детей с инвалидностью. Разработать нормативно-правовую базу для открытия и функционирования санаториев с отделениями для матери и ребенка, в том числе для детей с нарушениями психики и поведения;
- принять меры по разработке клинических протоколов диагностики и лечения заболеваний у детей, основанных на принципах доказательной медицины, с целью обеспечения доступности и качества оказания медицинской помощи детям с наиболее распространенными и социально значимыми расстройствами психики и поведения: расстройствами спектра аутизма, синдромом дефицита внимания, нарушениями пищевого поведения (анорексия и булимия), депрессиями, больных шизофренией, эпилепсией;
- принять меры для расширения перечня гарантированных государством лекарств, применяемых для коррекции терапии детей с нарушениями психофизического развития, с учетом индивидуальных потребностей ребенка, включить в этот перечень лекарственные средства иностранного производства, эффективность которых доказана в соответствии с международными клиническими протоколами;
- изучить вопрос о выделении в отдельную нозологическую группу лиц с расстройствами спектра аутизма.
Министерству социальной политики:
- способствовать внедрению инновационных социальных услуг, направленных на проживание получателей услуг в обществе, в том числе альтернативного институционального ухода;
- изучить вопрос о целесообразности создания единых центров социальных услуг для различных социальных групп;
- ускорить разработку стандартов социальных услуг лицам, в том числе детям, которые находятся в сложных жизненных обстоятельствах и не могут их самостоятельно преодолеть;
- разработать и утвердить минимальные нормы обеспечения предметами, материалами и инвентарем детей-инвалидов, которые находятся в интернатах;
- обеспечить организацию социального сопровождения семей, в которых воспитываются дети с инвалидностью, и предоставления им социальных услуг в соответствии с потребностями.
Министерству образования и науки, Министерству социальной политики, Министерству здравоохранения принять меры по обеспечению контроля за соблюдением законодательства по выполнению Конвенции о правах инвалидов по защите и реализации прав детей с инвалидностью в сфере образования, предоставления реабилитационных услуг, здравоохранения.
Государственной финансовой инспекции, органам прокуратуры осуществить проверку порядка расходования средств в интернат-заведениях, в частности относительно целевого направления средств, которые должны выплачиваться детям с инвалидностью или инвалидам детства, которые находятся на полном государственном обеспечении в интернатах, а также порядка использования средств, которые остаются после смерти детей-инвалидов и инвалидов - подопечных этих заведений.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)