Статистика медицинских ресурсов
Подготовка детских психиатров проводится на кафедрах последипломного образования факультетов усовершенствования врачей медицинских университетов, медицинских академий. Но следует отметить, что программы первичной специализации, последипломной аттестации специалистов по специальности «детская психиатрия» устарели, отсутствует современные учебники. Кроме того, более 30,0% занятых специалистов достигли пенсионного возраста.
На сегодняшний день планируются разработка и внедрение современных учебных программ и планов по детской психиатрии для подготовки врачей общей практики (семейной медицины, педиатров, детских неврологов, молодого медицинского персонала со средним медицинским образованием по профилю, практических психологов, социальных работников). Это позволит обеспечить отрасль детской психиатрии специалистами с качественно новым уровнем профессиональной подготовки.
В настоящее время амбулаторную психиатрическую помощь детям предоставляют детские участковые психиатры психиатрических диспансеров.
Что касается высокоспециализированной психиатрической помощи детям, то ее можно получить в отделе психических расстройств детей и подростков, специализированной поликлинике, в отделе клинической, социальной и детской психиатрии и т.д.
Детские психоневрологические санатории предоставляют детям с психическими и неврологическими расстройствами санаторно-курортные услуги. Пересмотрены ограничения для санаторно-курортного лечения детей с особыми потребностями в результате психических расстройств. Санаторно-курортное лечение детей с:
- заболеваниями органов системы кровообращения;
- заболеваниями органов системы дыхания;
- заболеваниями органов системы пищеварения;
- заболеваниями нервной системы;
- эндокринной системы;
- костно-мышечной системы и соединительной ткани, кожи, глаза и придаточного аппарата;
- болезнями расстройства питания и нарушения обмена веществ;
- почек и мочевых путей;
- гинекологическими заболеваниями;
- при наличии особых нужд (обусловленных расстройствами психики / поведения и умственной отсталостью).
теперь должно осуществляться по профилю основного заболевания в отделениях «Матери и ребенка» санаторно-курортных учреждений.
Общее состояние дел и отдельные положительные результаты
В России до настоящего времени так и не создано надлежащей системы ранней диагностики и реабилитации, в том числе социализации детей с расстройствами спектра аутизма. Организация предоставления медико-социальной помощи пациентам с расстройствами спектра аутизма не соответствует мировым стандартам. Так, диагностика расстройств, как правило, проводится поздно (после 4 лет, нередко в 5-6-летнем возрасте). Часто происходят случаи ошибочной диагностики шизофрении и умственной отсталости. Кроме того, врачи общей практики обычно не принимают участия в раннем выявлении заболевания. Даже при своевременной диагностике в 1,5-2 года дети с расстройствами спектра аутизма нередко до 3-летнего возраста не получают специализированной детской психиатрической помощи. В России отсутствует система государственных учреждений медико-социальной реабилитации детей дошкольного возраста с нарушениями общего развития. Специальные программы для школьного обучения детей с расстройствами спектра аутизма разработаны, но внедрены только в частных учебных заведениях. Также отсутствуют государственные учреждения для социальной и профессиональной реабилитации взрослых с расстройствами спектра аутизма. Семьи больных с расстройствами общего развития, как правило, не получают социально-психологической помощи. Таким образом, медико-социальная помощь лицам с расстройствами общего развития и расстройствами спектра аутизма остается одним из самых проблемных направлений системы охраны психического здоровья детей.
Ранней следует считать предварительную диагностику расстройства общего развития у детей возрастом до 3 лет, кроме синдрома Аспергера, для которого ранняя диагностика предусматривает установление диагноза до 10 лет. Предварительная диагностика расстройства общего развития должна полагаться на педиатров, семейных врачей, коррекционных педагогов, врачей, медицинских психологов. Окончательная диагностика относится к исключительной компетенции детского врача-психиатра и проводится на основании диагностических критериев.
Следует отметить, что на постсоветском пространстве существует практика, что в большинстве случаев после 10 лет диагноз аутизм ребенку практически не устанавливают. То есть, если родители уделяли психическому развитию ребенка (в дошкольном и раннем школьном возрасте) недостаточно внимания, то в дальнейшем этот ребенок имеет все меньше шансов на признание у него соответствующего диагноза, а отсюда - и на соответствующее лечение и реабилитацию.
Реформирование системы образования на законодательном уровне
Дети с заболеванием расстройства спектра аутизма, равно как и дети с другими психоневрологическими расстройствами, как правило, лишены права на образование. Возобновление этого права требует необходимости модернизации структурно-функциональной, содержательной и технологической образовательной системы. Обучение и воспитание в дошкольных учебных заведениях для детей с недостатками психофизического развития является одной из важных составляющих общей системы коррекционной учебно-воспитательной работы. Эта система нуждается в обновлении в условиях модернизации общего и специального дошкольного образования и реализации моделей инклюзивного и интегрированного обучения детей с особыми потребностями в условиях общеобразовательного пространства дошкольного учебного заведения.
В настоящее время Россия взяла на себя обязательства придерживаться общечеловеческих прав, в частности относительно получения качественного образования лицами с инвалидностью. Но социальный спрос со стороны родителей детей с особыми потребностями, в частности родителей детей с заболеванием аутизмом, на качественную медико-психологическую помощь и педагогические услуги остается во многих случаях неудовлетворительным.
Следует отметить, что в Гааге на IV Конгрессе «Аутизм-Европа» была представлена Европейская хартия аутистов, в которой акцентируется необходимость выделения прав аутистов и их защиты, и введение в действие в каждой стране соответствующего законодательства. В Хартии учтены положения Декларации Организации Объединенных Наций, а также включены пункты, по которым признается право аутистов на:
- самостоятельную жизнь и развитие в соответствии с их возможностями;
- точную диагностику и клиническую оценку, доступную и объективную;
- получение соответствующего образования;
- участие (лично или их законных представителей) в принятии любого решения, которое может определенным образом повлиять на их будущее;
- полноценное участие в оздоровительных и спортивных мероприятиях;
- юридическую помощь, а также на сохранение всех их законных прав;
- защиту от угрозы быть необоснованно помещенными в психиатрическую больницу или в любое другое заведение закрытого типа;
- доступ к их личным делам, содержащим сведения медицинского, психологического, психиатрического и образовательного характера;
- создание семьи, без принуждения к этому и эксплуатации, и другие права.
Согласно мировыми тенденциями и опыта России, существуют различные формы организации образования и социализации для детей с проблемами психофизического или интеллектуального развития, в частности дошкольники этой категории могут обучаться и воспитываться в дошкольных учебных заведениях компенсационного и комбинированного типа, а также в вузах, в которых вводятся принципы инклюзивного обучения.
Нерешенным остается вопрос о содержании за счет государства детей, обучающихся в специальных и инклюзивных классах общеобразовательных учебных заведений, в том числе обеспечение бесплатным питанием таких детей, приведение педагогической нагрузки воспитателя в соответствии с педагогической нагрузкой воспитателя общеобразовательной специальной школы (школы-интерната). Также Закон «О дошкольном образовании» не предусматривает принципов инклюзивного обучения.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)