Социально-педагогические аспекты организации инклюзивного образования детей
Вопрос по внедрению инклюзивного образования становится все более актуальным. По данным обследований психолого-медико-педагогических консультаций, количество установленных случаев проблем психофизического или умственного развития у детей растет с каждым годом.
Инклюзивное образование - это система образовательных услуг, которые основываются на принципе обеспечения основного права детей на образование и права получения его по месту жительства, что предполагает обучение ребенка с особыми потребностями в условиях общеобразовательного заведения. В основе практики инклюзивного обучения лежит идея принятия индивидуальности каждого отдельного ученика.
Содержание инклюзии заключается в том, что система обучения и воспитания подстраивается под ребенка, а не ребенок под систему.
Работая с детьми с особыми образовательными потребностями, педагоги учитывают индивидуальные особенности ребенка, адаптируют подходы и методики в соответствии с особенностями развития детей. У педагогов возникает потребность качественного и количественного обогащения опыта путем обработки различных источников, обмена опытом, что положительно отражается на самообразовании учителей.
Несмотря на указанное, педагоги столкнулись с определенными проблемами. Одной из основных проблем остается урегулирование инклюзивной нормативно-правовой базы, которая является фундаментом внешних и внутренних отношений различных образовательных объектов. Ядром данного вопроса является подготовка специалистов (ассистента учителя), повышение квалификационного уровня работников инклюзивных классов общеобразовательных учебных заведений по определенным дисциплинам. Важны также методическая поддержка педагогов, налаживание тесного сотрудничества с интернатами, взаимосвязь и сотрудничество с психолого-медико-педагогическими консультациями.
С появлением детей с особыми образовательными потребностями в общеобразовательных учебных заведениях остро встала проблема материально-технического обеспечения.
Краеугольным камнем выступает проблема оценивания учебных достижений учеников инклюзивных классов и выдачи выпускникам аттестатов.
Работа с детьми с нарушениями развития на примере учебно-реабилитационного центра
Учебно-реабилитационный центр образован путем реорганизации школы-интерната для детей с последствиями полиомиелита и церебральным параличом. Приоритетом в работе с детьми с комплексными нарушениями является формирование эффективной системы коррекционного воздействия на развитие, реабилитацию и социализацию каждого ребенка, который требует прежде всего гуманного отношения к себе как к личности.
Рождения в семье ребенка с комплексными нарушениями становится для родителей болью, разрушает все мечты. Что дальше? Постоянные лечения, конфликты, взаимные обвинения, отчаяние и отчуждения. Вот такие семьи - уставшие, отчаявшиеся, с грузом разочарований, часто неполные - приводят детей в центры. Поэтому работать нужно не отдельно с ребенком как пациентом или учеником, а с семьей в целом.
Учитывая реально низкие возможности социально-педагогической помощи семье и ребенку-инвалиду в массовой школе, учебно-реабилитационный центр - это важнейший центр становления и развития жизненных компетентностей для детей с проблемами здоровья, место раскрытия, развития и реализации их жизненного потенциала.
Не случайно на современном этапе активизировалась научно-поисковая работа по сотрудничеству школы, семьи, общественности в воспитании детей с особыми потребностями. Поэтому модель партнерства «семья - специалисты - общественность» выстроена на принципах доверия, взаимопомощи, ответственности и равноправности.
Главной задачей работы коллектива центра является формирование у детей с комплексными нарушениями навыков самостоятельной жизни, духовности, нравственно-правовой культуры, углубления социальных контактов и, как результат, самореализация, становление личности как активного творца своей жизненной судьбы.
Комплексная индивидуальная программа реабилитации в центре обеспечивает планомерную коррекцию ребенка в целом через учебно-воспитательную деятельность, социально-психологическую и логопедическую коррекцию, медицинскую реабилитацию, спортивно-оздоровительную работу, развитие творческих способностей и дарований.
Для реализации поставленных задач специалисты заведения используют различные коррекционные методики. Дети участвуют в секциях инваспорта, областных творческих фестивалях и конкурсах.
В рамках деятельности реабилитационного центра часто возникает необходимость родительского сопровождения (особенно для детей с серьезными нарушениями функций ходы). Работники школы направляют действия родителей, эффективно используют их присутствие на занятиях лечебной физкультуры, психолога, логопеда, различных уроках и внеурочных мероприятиях, во время проведения медицинских процедур.
Стоит отметить, что центр способствует распространению практики «родители - родителям». Родительские группы позволяют обмениваться информацией, оказывать и получать эмоциональную поддержку, работать вместе для преодоления общих проблем. Родители воспитанников центра являются активными членами общественных организаций.
К решению проблем учреждения активно привлекаются благотворители.
Бесспорно, в работе центра существует ряд проблем, требующих значительных финансовых затрат: завершения установки лифта, об-обустройство собственного бассейна, приобретение специального автобуса для детей-инвалидов.
Однако не все зависит только от денег. В огромной степени работа центров зависит от того, насколько активными будут люди, которые к этому причастны. Стереотип «общество должно помогать людям с инвалидностью» надо изменить на мысль о том, что нам нужна поддержка через партнерство, через сотрудничество. Мы в меньшей степени нуждаемся в одноразовых акциях с подарками (мы не хотим быть только потребителями), а в большей степени у нас возникает потребность в общении, в совместной коллективной деятельности со сверстниками. Только так мы сможем доказать, что наши ученики талантливые, уникальные, и нужны обществу!
Подготовка специалистов к работе с детьми с особыми потребностями
Современной мировой тенденцией является стремление общества к интегрированию лиц с особенностями психофизического развития в социум. Не обособленно и наше государство.
Появляются новые требования к профессиограмме специалиста, работающего в условиях специального образования и инклюзивного пространства. Укрепляется и последовательно совершенствуется потенциал кадрового обеспечения образовательно-реабилитационной работы с лицами с особыми образовательными потребностями. Модернизация образования основывается на принципах гуманизма, демократии, национального сознания.
В течение последних десяти лет новейшая история специальной педагогики и психологии определяется приоритетными тенденциями разработки реабилитационного содержания ранней коррекционно-педагогической работы и реабилитации детей из группы риска - от рождения до трех лет, проведения превентивной коррекции с целью предотвращения возникновения осложнений основного нозологического нарушения, обеспечение диагностического и прогностического содержания в работе специальных заведений, дифференциации и индивидуализации содержания коррекционной работы по развивающим, воспитательным, дидактическим и коррекционным подходам.
В связи с интенсификацией интегративно-инклюзивных тенденций возникла насущная необходимость более качественной подготовки специалистов к работе с детьми с особыми потребностями.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)