Образование людей с особыми потребностями
В России традиционно существует разветвленная сеть системы образования для лиц с особыми потребностями, которая охватывает детей от дошкольников до студентов. Учреждения специального образования работают по концептуальным подходам и учебно-методическому обеспечению.
Набирает обороты обучение детей с особыми потребностями в общеобразовательных учебных заведениях, так называемая инклюзивная форма обучения. Значительных результатов трудно достичь за год или даже пять лет. Развитые страны шли от этой идеи до ее внедрения 30-40 лет. Но уже есть первые ростки перехода от так называемой «стихийной» инклюзии до вполне нормированной системы.
Учеными совместно с практиками, представителями общественных организаций разработаны модели и технологии развития инклюзивного образования.
Действует новый Государственный стандарт начального образования, который с успехом может использоваться в условиях инклюзивного обучения. Разработано соответствующее программное и учебно-методическое обеспечение на основе современного международного опыта для учителей инклюзивных классов, родителей таких детей.
Разработаны и введены в практику соответствующие учебные курсы по подготовке и переподготовке педагогических работников к работе в инклюзивных учебных заведениях.
Подавляющее большинство выпускников, а это люди, которые имеют те или иные отклонения психофизического развития, в соответствии с личностными возможностями успешно работают, продолжают обучение и даже получают ученые степени. Наши последние научно-методические разработки имеют успех за пределами России.
В то же время в системе образования, безусловно, есть некоторые пробелы, как и в каждой области, но говорить о том, что мы начинаем борьбу за инновации на пустом месте, неправильно.
Что необходимо:
- приведение в порядок законодательной базы. В частности, нужно ускорить работу над проектом нового Закона «Об образовании», где от дошкольного к высшему образованию наблюдалась бы защита прав таких детей. Упорядочивание терминологии также целесообразно;
- наладить единый статистический учет таких детей и ввести раннее выявление и раннее вмешательство;
- требует дальнейшего внимания инклюзивная форма обучения. Необходимо расширение функций специальных образовательных учреждений и создание на их базе ресурсных центров образовательных округов;
- кадровое и методическое обеспечение этого процесса;
- финансирование ребенка, а не его учебного заведения. Необходимо создать образовательную корзину ребенка. Далее разрабатывать педагогические основы для обучения и социализации детей с нарушениями аутистического спектра и других сложных нозологий;
- финансирование и подготовка к печати учебников. Учебники есть, они лежат на полочках, часть из них находится на оптических носителях, но изменение позиций даст возможность ознакомиться с ними и родителям, и учителям.
Улучшение положения относительно возможностей детей с особыми потребностями
Необходимо работать с семьями, особенно с биологическими родителями и детьми. Необходимо создать условия, чтобы дети, которые находятся в интернатах, приобретали жизненно важные навыки и получали возможности для интеграции в общественную жизнь. Общество должно поддерживать социализацию таких детей, избавляться от негативного отношения к ним, поддерживать идею инклюзивного образования. С первых лет жизни дети с особыми потребностями и их семьи нуждаются во всесторонней поддержке общества, медицинских, социальных работников, психологов и педагогов. Нужны люди, которые будут работать с членами семей с целью удовлетворения потребностей ребенка. Эта всесторонняя помощь называется ранним вмешательством.
Почему важно раннее вмешательство? Услуги раннего вмешательства помогают минимизировать задержку в физическом и умственном развитии детей в раннем возрасте. Услуги раннего вмешательства являются наиболее эффективными по сравнению с любыми услугами, предоставляемыми позже. Это может уменьшить или даже устранить будущую потребность в специальном образовании и других специальных услугах для ребенка. Это укрепляет семью и снижает риск институализации ребенка с особыми потребностями.
Кроме того, раннее вмешательство предоставляет другие социальные преимущества, среди которых - уменьшение стигмы, насилия, расширение возможностей получения высшего образования и трудоустройства.
Лица с расстройствами спектра аутизма
На сегодняшний день состояние образования медицинского обслуживания и социальной защиты детей-аутистов оставляет желать лучшего. Цель изменений такого состояния заключается, прежде всего, в разработке индивидуального образовательного маршрута, который позволит детям получать образование в учебных заведениях в соответствии с уровнем своего психофизического развития и выработать механизмы помощи взрослым лицам.
О путях, которые могут реализовать поставленную цель.
- В условиях дефицита государственного бюджета, и это очень принципиально, необходимо наработать механизмы предоставления инновационных образовательных и социальных услуг лицам с нарушениями психофизического развития, в частности с аутизмом, с привлечением средств местных бюджетов и ресурсов общественных организаций.
- Принять меры к повышению статуса общественных организаций, в частности, учитывать стаж волонтерской работы в общественных организациях при приеме на работу, поступлении в высшие учебные заведения по определенным профильным направлениям.
- Обеспечить эффективную координацию между Министерством здравоохранения, Министерством образования и науки, Министерством социальной политики и Министерством финансов по вопросам предоставления образовательных, социальных услуг и услуг здравоохранения лицам с нарушениями психофизического развития, в частности с аутизмом. Для этого нужно инициировать создание межведомственной рабочей группы, задачей которой были бы наработки механизмов предоставления инновационных образовательных и социальных услуг инвалидам с привлечением средств местных бюджетов и ресурсов общественных организаций.
- Учитывая актуальность проблемы инклюзивного обучения, ходатайствовать перед Министерством образования и науки по вопросам таких мероприятий:
- рекомендовать органам управления образованием ввести подготовку к обучению детей с расстройствами спектра аутизма в опорных заведениях и подчеркнуть необходимость создания консультативных пунктов в областных и районных центрах;
- рекомендовать введение в арсенал психолого-медико-педагогических консультаций апробированных учеными объективных методик для раннего выявления и направления на обучение детей с расстройствами спектра аутизма;
- модернизировать систему подготовки кадров для обеспечения права таких детей на образование, создав систему подготовки индивидуальных помощников для сопровождения в обучении детей с тяжелыми нарушениями развития, в частности с аутизмом;
- с целью подготовки ребенка к самостоятельной жизни рекомендовать создание индивидуального учебного маршрута для детей с аутизмом через индивидуальную программу обучения, направленную на социализацию и профориентацию детей;
- инициировать проведение пилотного проекта по реорганизации профессионально-технических училищ для профессиональной подготовки детей с нарушениями психофизического развития.
- ходатайствовать перед Министерством социальной политики о разработке и реализации Стратегии реформирования системы предоставления социальных услуг, предусматривающей внедрение инновационных социальных услуг, направленных на поддерживаемое проживание получателей услуг в обществе, в том числе альтернативных институционному уходу.
- Подчеркнуть важность разработки и внедрения альтернативных существующих путей поддерживаемого проживания инвалидов в домах и квартирах от 2 до 6 человек. При этом необходимо учесть:
- гибкость возможных форм поддерживаемого проживания по существующим санитарно-гигиеническим нормам;
- получение потенциальных помещений для оказания услуг поддерживаемого проживания за счет сохранившихся квартир за инвалидами и организациями инвалидов после смерти родителей и опекунов;
- дальнейшее внедрение альтернативного в институт опеки механизма поддерживаемого принятия решений, особенно по организации круга поддержки инвалидов, которые находятся в отдаленных и областных интернатах и не имеют семей.
- Инициировать создание групп дневного ухода для взрослых лиц на условиях заключения договоров управлениями социальной защиты и общественными организациями с использованием ресурсов местных бюджетов и общественных организаций.
Методы диагностики и помощи детям с аутизмом в мире и в России сравнивать сложно. Есть акцент в мировой общественности содружества медиков на то, что должна проводиться ранняя диагностика и программа раннего вмешательства для детей от рождения до трех лет. А в нашей стране диагноз ставится ребенку только в три года или позже. При этом ребенок очень часто получает только медикаментозное лечение.
По нашим законам такой ребенок имеет право на образование. Однако если он не способен посещать общеобразовательную школу, то вынужден сидеть дома - других вариантов не предлагают. При этом, как правило, один из родителей оставляет работу, потому что такого малыша нельзя оставить одного. Расходы на лечение, реабилитацию ребенка не каждой семье по силам.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)