Три главных принципа формировании и реализации политики в отношении детей с нарушениями
В формировании и реализации политики в отношении детей с нарушениями психофизического развития Министерство социальной политики руководствуется тремя главными принципами:
Первый - социальное восприятие. Все дети одинаковые, но каждый ребенок имеет свои особенности.
Второй - формирование безбарьерной среды.
Третий - от патернализма к созданию возможностей, от изоляции к социализации.
Первое направление - социальное восприятие. Ратификация Конвенции Организации Объединенных Наций о правах инвалидов стало подтверждением взятого государством курса на обеспечение равных прав людей с инвалидностью, ликвидации по ним любых проявлений дискриминации, изменения по данной категории лиц существующих стереотипов и осознание их полноправными членами общества.
Однако на сегодняшний день чрезвычайно актуальным остается вопрос о внесении изменений к официальному переводу Конвенции Организации Объединенных Наций о правах инвалидов и Факультативного протокола к ней в части замены перевода, имеется в виду замена термина «инвалид» на термин - «лицо с инвалидностью». Этот вопрос не раз поднимался при обсуждении во всех средах, причастных к этой теме.
Ратифицировав Конвенцию о правах инвалидов, Россия таким образом взяла на себя юридические обязательства по изменению классификации и модели инвалидности - от медицинской к социальной. Все дети одинаковые, но каждый ребенок имеет особенности - этот тезис должен стать основополагающим в общественном сознании.
Основой положительного развития ребенка является благоприятный психологический климат в социуме. Для преодоления негативного стереотипа восприятия обществом детей с инвалидностью следует активизировать представление в средствах массовой информации материалов о положительном мировом и отечественном опыте социализации таких детей как равноправных членов общества. При этом очень важно принять во внимание тот факт, что воспитывать толерантное отношение к детям с психофизическими нарушениями необходимо с раннего возраста.
Второе направление - формирование безбарьерной среды. Одним из путей обеспечения социальной интеграции детей с нарушением психофизического развития в обществе, предоставления им равных возможностей является дальнейшее формирование инфраструктуры населенных пунктов по принципу безбарьерной среды. Проблемой является не только необходимость вложения значительных средств для обеспечения среды равных возможностей и на уровне государства, и на уровне местных общин, но и отсутствие действенных механизмов контроля за приспособлением существующих объектов к потребностям людей с инвалидностью. Это не только новая инфраструктура - дороги, пешеходные переходы, доступность для маломобильных групп населения, в том числе детей с нарушениями психофизического развития, но и доступность дошкольных и общеобразовательных учебных заведений, органов здравоохранения, государственных учреждений, спортивных учреждений и, что очень важно, транспорта. Например, усиление штрафных санкций для недобросовестных застройщиков, которые пренебрегают требованиями государственных строительных норм, было бы действенным влиянием в данной ситуации.
Одним из путей обеспечения среды равных возможностей для детей является обеспечение техническими средствами реабилитации, специальными средствами для обучения и специальным автотранспортом. В настоящее время министерство ведет работу по усовершенствованию порядка обеспечения лиц с инвалидностью, в том числе детей с инвалидностью, техническими и другими средствами реабилитации.
С целью улучшения обеспечения лиц с инвалидностью техническими и другими средствами реабилитации, министерство работает над подготовкой законопроекта об альтернативном пути обеспечения специальным автотранспортом детей с инвалидностью, которые находятся в очереди. Очень важным направлением работы и на государственном уровне, и с органами местного самоуправления является создание служб перемещения людей с инвалидностью.
Третье направление - от патернализма к созданию возможностей. Основными направлениями деятельности министерства и всей системы социальной защиты населения в обеспечении социальной модели инвалидности является поддержка семьи как базы, основы воспитания ребенка, в том числе ребенка с нарушениями психофизического развития, материальное обеспечение таких семей, предоставление семьям, в которых воспитываются дети с инвалидностью, реабилитационных и социальных услуг, содействие оздоровлению и профессиональной ориентации таких детей.
Важным направлением поддержки детей с психофизическими нарушениями является материальное обеспечение семей, в которых они воспитываются, и собственно таких детей. Так, детям с инвалидностью назначается пенсия или государственная социальная помощь в размере не меньше прожиточного минимума для ребенка в соответствии с возрастом.
Малообеспеченным семьям, в том числе семьям с детьми-инвалидами, выплачивается государственная социальная помощь в зависимости от имущественного состояния и совокупного дохода семьи.
Семьям, которые усыновляют детей, устанавливают над ними опеку и попечительство, создают детские дома семейного типа и приемные семьи, законодательством предусмотрен ряд выплат. Родителям-воспитателям и приемным родителям за предоставление социальных услуг в детских домах семейного типа и приемных семьях выплачивается денежное пособие. Лицам, которые усыновили ребенка из числа детей-сирот или детей, лишенных родительской опеки, также назначается государственная помощь при усыновлении.
Большое значение для интеграции детей с инвалидностью в общественное сообщество имеет их реабилитация. С целью обеспечения своевременности, комплексности и непрерывности реабилитационного процесса, а также для предотвращения ухудшения состояния здоровья в плане последствий инвалидности, Министерством социальной политики сформирована сеть реабилитационных учреждений для детей с инвалидностью. Работа центров социальной реабилитации детей-инвалидов направлена на сохранение семейных и социальных связей.
Тысячи детей с инвалидностью ежегодно интегрируются в общеобразовательные заведения. За счет средств государственного бюджета для реабилитационных учреждений, в которых проходят реабилитацию дети с инвалидностью, приобретается современное оборудование.
Бесспорно, улучшение качества социальных услуг и развитие сети реабилитационных учреждений дает положительный результат, наблюдается положительная тенденция к уменьшению количества детей в интернатах. От того, насколько своевременно и качественно будут предоставлены ребенку все необходимые услуги и будет адаптирована окружающая среда, зависит вся дальнейшая жизнь и благополучие маленького гражданина.
Дети - это наше самое дорогое достояние, и мы должны сделать все возможное, чтобы обеспечить им счастливое и здоровое детство. Проблемы охраны детства всегда должны быть в центре внимания государства и общества.
Состояние здоровья детского населения из года в год ухудшается. Если в первом классе первую группу здоровья имеют 20 процентов учеников, вторую группу - 50 процентов учеников, третью группу - 30 процентов учеников, то среди выпускников средних школ отклонения в состоянии здоровья имеют уже 90 процентов детей. Наиболее распространенными у детей стали хронические заболевания - психоневрологические расстройства, миопия, ожирение, сколиоз. Медики все чаще обнаруживают у молодежи повышенное кровяное давление, существуют даже случаи инсульта. Особое беспокойство вызывает распространение невротических расстройств, которые часто становятся причиной нарушений поведения, среди школьников такие расстройства достигают 40 процентов. Многие из этих заболеваний приводят к нарушению психофизического развития ребенка и даже к детской инвалидности.
Такое состояние здоровья наших детей связано, прежде всего, с действием внешних факторов и образа жизни. Наши дети живут в условиях информационной перегрузки и плохой экологии, питаются нездоровой пищей и ведут малоподвижный образ жизни. Лишь 13 процентов молодежи посещают спортивные школы. Кроме того, широкое распространение среди детей и подростков получили курение, потребление пива, алкогольных напитков и даже наркомания и токсикомания.
В медицинской классификации не определена такая отдельная категория «дети с нарушениями психофизического развития». Эту категорию ввели педагоги, несмотря на то, что такие дети имеют особые образовательные потребности.
Нельзя недооценивать роль профилактики, поскольку состояние здоровья напрямую зависит от состояния здоровья матери. В этой работе должны быть задействованы все звенья здравоохранения. И первыми здесь выступают семейный врач и другие врачи первичного звена, которые должны делать все от них зависящее, чтобы количество детей с нарушениями психофизического развития сокращалось. Прежде всего - это профилактическая работа с молодежью и подростками, направленная на их подготовку к осознанному ведению здорового образа жизни.
Необходимо также активизировать работу по раннему охвату беременных диспансерным наблюдением.
Кроме профилактики возникновения нарушений психофизического развития, необходимо заботиться еще и о надлежащем медицинском обслуживании детей, которые уже имеют такие нарушения. Прежде всего, это касается детей с нарушениями психики и поведения.
Организация оказания помощи детям с нарушениями психофизического развития - это государственная проблема, качественно решить ее можно только на государственном уровне.
Вопрос помощи детям с нарушениями психофизического развития является проблемой национального значения.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)