Проблемы и пути их решения
В России на протяжении последних десятилетий сложился суженный характер воспроизводства населения, когда каждое поколение родившихся по численности меньше поколения своих родителей и не может пополнить потери населения в результате смерти. В условиях низкого уровня рождаемости особое значение приобретает качество здоровья новых рожденных поколений детей, детского населения.
На сегодняшний день ситуация по снижению здоровья детей несколько стабилизировалась. Если раньше и заболеваемость, и распространенность болезней росли, то сейчас, наметилась тенденция к снижению. Наибольшее внимание привлекает увеличение уровня заболеваемости и распространенности болезней органов дыхания, врожденных пороков развития, болезней системы кровообращения, новообразований, травм и отравлений. Именно эти болезни оказывают существенное влияние на нарушения психофизиологического развития ребенка и вызывают развитие инвалидности с детства.
Проведенный специальный анализ доли инвалидов среди общего количества больных детей в разрезе классов болезней показал, что болезни, которые сильнее всего вызывают инвалидность – это врожденные пороки развития, деформации и хромосомные аномалии, расстройства психики и поведения, болезни нервной системы.
По данным Европейской академии детской инвалидности, в странах Центральной и Восточной Европы численность больных детей составляет 2,5 процента, из них 1 процент - дети с тяжелой степенью инвалидности, 10-20 процентов детей и подростков имеют ограниченные возможности здоровья и требуют постоянного медико-педагогического сопровождения.
Тенденция к росту инвалидности свидетельствует о необходимости структурной перестройки системы оказания медицинской помощи в пользу первичного звена, рационализации стационарной и специализированный медицинской помощи путем внедрения международных стандартов, лечебной деятельности в условиях единого медицинского пространства, формирования мотивации населения к сохранению и сохранению здоровья.
Поэтому в рамках проекта по охране материнства и детства осуществлялась регионализация перинатальной помощи с созданием перинатальных центров второго и третьего уровней, где своевременно проводятся профилактика, диагностика и лечение новорожденных с пороками развития, с нарушениями нервной системы, что будет способствовать своевременной диагностике состояний, которые приводят к ранней тяжелой патологии с высокой степенью умственной отсталости, которая вызывает инвалидность.
Внедрены современные методы выхаживания новорожденных с низкой и очень низкой массой тела при рождении.
Созданы центры и отделения планирования семьи, медико-генетические центры, где проводится массовый скрининг новорожденных на врожденный гипотиреоз, муковисцидоз, адреногенитальный синдром и др.
С целью ранней диагностики, лечения и уменьшения инвалидизации детей, родившихся с критически низкой массой тела, улучшения качества оказания медицинской помощи новорожденным, мониторинга детей с нарушениями зрения, а также снижения уровня инвалидизации по зрению, созданы центры диагностики и лечения новорожденных.
В контексте государственной политики в сфере здравоохранения важное значение придается развитию медико-организационных технологий, способствующих совершенствованию медико-социальной помощи детям-инвалидам. Система медицинской реабилитации детей-инвалидов представлена следующим образом: учреждение здравоохранения по месту жительства ребенка - областная детская больница - профильный институт и реабилитационный центр (детский санаторий).
Основными стратегическими направлениями системы медицинской реабилитации является профилактика и дальнейшее совершенствование специализированной медицинской помощи детям. Сейчас в России функционирует система медико-социальной реабилитации детей с органическими поражениями нервной системы, основанная на принципах доступности, профилактической направленности и эффективности медицинских услуг, привлечения к их предоставлению других ведомств, общественных организаций и международных проектов. Так же функционирует медицинский центр реабилитации детей с органическими поражениями нервной системы и центры (отделения, кабинеты) в регионах. Министерством здравоохранения запланировано принять меры к развитию этого медицинского учреждения и образования на его базе Центра социальной педиатрии.
Что касается медицинской помощи детям с расстройствами психики и поведения, в том числе с расстройствами аутистического спектра, такая помощь предоставляется на первичном, вторичном и третичном уровнях оказания медицинской помощи.
Среди актуальных задач - приведение нормативных документов Министерства образования и науки, методических материалов о специальных образовательных услугах в соответствии с принципами научной доказательности, диагностическими критериями Международной статистической квалификации болезней и других проблем со здоровьем.
Доказательные методики-практики должны рассматриваться как перспективы развития сферы образовательных услуг для лиц с особыми потребностями. Эффективность таких практик значительно выше, чем практик, результаты воздействия которых не подтверждены исследованиями. На сегодняшний день существуют информационные ресурсы, содержащие данные об уже подтвержденных и многообещающих доказательных методиках. Внедрение новых методик в образовании будет иметь значительное положительное влияние на пользователей и работников этой отрасли.
Следует отметить, что помощь, ранняя диагностика, медикаментозная и немедикаментозная терапия, в том числе раннее вмешательство, являются неотъемлемой частью помощи больным с аутичными расстройствами, но определяющими являются сферы социального образования и социальной поддержки.
Факторная детерминация главных причин детской инвалидности обусловливает целесообразность формирования основных направлений и программ:
- дальнейшее развитие службы медико-генетического консультирования центров планирования семьи;
- улучшение качества медицинского ухода новорожденных с низкой и очень низкой массой тела при рождении;
- организация службы медико-социального патроната в семьях социального риска.
С целью совершенствования системы медико-социальной реабилитации детей Министерством здравоохранения запланирована разработка концептуальных основ развития социальной педиатрии как междисциплинарной отрасли, задачей которой является оформление жизненного пространства ребенка в обществе с учетом состояния его здоровья.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)