Измерения учебного лидерства
Директор в качестве лидера, часто выполняет много функций, в том числе содействие пониманию и рефлексии, предоставление знаний и навыков, содействие эффективности и изменениям. Измерения учебного лидерства - определение миссии и информирование о ней; управление процессом выполнения учебной программы и преподавания; осуществление надзора за преподаванием или рефлексия по нему; мониторинг ученических успехов, а также содействие созданию соответствующей учебно-воспитательной среды - все это создает соответствующее основание для выполнения этих ролей таким образом, чтобы способствовать достижению инклюзии.
Определение миссии школы и информирование о ней - одна из важнейших функций учебного лидера. Для того, чтобы создать инклюзивную школу, нужно чтобы все заинтересованные лица размышляли над ее миссией. Чего пытается достичь школа? Каким образом о ее целях информируется школьное общество и люди за его пределами?
Директор должен собирать разные точки зрения и информацию о конфликтах, проблемах и вызовах, о которых сообщают работники школы, и которые касаются выполнения текущей миссии. Необходимо определить, в какой мере нужно достигнуть соответствия между текущей миссией школы, индивидуальными убеждениями и ценностями для того, чтобы способствовать воплощению в жизнь инклюзивной практики. Совместными усилиями работники школы должны прийти к новому осознанию того, где можно внедрять инклюзию и как она способна менять миссию школы.
Цели, которые широко разделяются и имеют личное значение, стимулируют педагогов к совместным усилиям, направленным на выполнение школой своей миссии. Одинаковое понимание миссии и ее связи с инклюзией повышает готовность педагогов принимать соответствующие действия для более эффективного обслуживания потребностей учеников и родителей. Если директор воплощает в жизнь общую миссию, в повседневной жизни школы признаются принципы справедливости, толерантности, заботы и уважения к другим.
Общее понимание миссии и каждого из четырех измерений, которые остаются, можно достичь за счет активного участия в обсуждении и рефлексии. При этом может возникнуть необходимость во взаимодействии между отдельными лицами, командами и преподавательским составом в целом. Директор может направлять это взаимодействие или привлекать других к профессиональному развитию. Часто можно применять подход к решению проблем, который требует использования формата принятия решений. Например, директор или лицо, ответственное за повышение квалификации персонала, может предложить три различных сценария, каждый из которых состоит из ситуаций, касающихся инклюзии, которые подходят для конкретной школьной команды или ко всему составу преподавателей. Применение измерений учебного лидерства в этих сценариях создает весомое основание для использования измерений в повседневной деятельности школы.
Эффективные директора пытаются осуществлять управление выполнением начальной программы и процессом обучения, направляя свои усилия на вопросы, связанные с образованием, а не с административной деятельностью. Этого можно достичь путем предоставления знаний и информации, материалов и ресурсов, которые помогают в работе учителям и другим членам педагогического коллектива, которые выполняют миссию школы. В случае инклюзии возрастает потребность в разъяснении того, как совпадают школьная учебная программа, практические подходы к обучению, потребности групп школьников и отдельных учеников, а также требования нормативных документов.
Для директора, как учебного лидера, это означает необходимость быть осведомленным в текущих учебных подходах, используемых в школе или школьном округе, а также умение сформулировать, какие подходы способствуют или препятствуют инклюзии. Много проблем, связанных с инклюзией, которые возникают особенно между учителями, касаются учебной программы и обучения. Насколько гибкими являются структура и содержание учебной программы? Насколько учителя уполномочены принимать неотложные решения по модификации учебной программы или изменению методов преподавания? Ответы на эти вопросы, как правило, требуют совместного обсуждения с участием учителей и администраторов.
Иногда бывает необходимо, хотя и сложно, выделить время для обсуждения этих вопросов и препятствий, а не останавливаться на том, что было достигнуто. В ответ на преграды, которые обязательно возникнут, директору необходимо способствовать решению проблем и принятию решений. Часто в качестве средств, которые могут поощрять к дебатам, обмену положительными моделями, а также рекомендовать возможные решения проблем, можно использовать короткие видео-фрагменты о других людях в подобных учебных ролях и аналогичных ситуациях.
Учителя - это те люди, которые повседневно воплощают миссию в жизни, занимаясь учениками. Поэтому учебное лидерство охватывает и рассуждения об обучении или надзор за ним, как за одним из пяти измерений. Эта концепция заключается в необходимости работы с учителями в течение определенного времени и в разных ситуациях по вопросу навыков преподавания. Многие директора создают возможности, которые дают учителям возможность рассуждать о своем недавнем опыте и делиться им с другими.
Поскольку в общеобразовательные классы принимают все больше детей с нарушениями психофизического развития, даже опытные учителя во время преподавания материала часто сталкиваются с новыми и отличными ситуациями. При этом может возникать потребность в инновационных подходах к преподаванию, которые необходимо ценить и стимулировать. Испытания альтернативных методов преподавания создает возможности для поощрения учителей к принятию решений, решению проблем и рефлексии. Необходимо поощрять создание команд для того, чтобы иметь возможность совместно с участием коллег, принимать решения. Если ответственность за учеников будет общей, то специалисты общеобразовательной системы, специального образования или других вспомогательных служб потребуют времени для планирования совместной работы.
Многие люди могут выполнять роль «человеческих ресурсов», которые будут предоставлять обратную связь по преподаванию самим учителям, работникам до вспомогательных служб, лидерам команд и приглашенным гостям. Стимулировать профессиональной рост и восстановление можно путем проведения самооценки эффективности работы и определения целей. Их можно поощрять к обсуждению таких важных вопросов, как: «В чем мне удается успешно работать со всеми учениками? В чем мне не удается достигать целей, которые я определил для себя и для учеников? Как я нахожу время и использую возможности для размышлений о преподавании?». Положительным завершением встреч, в центре внимания которых - вопросы преподавания, становится работа по определению целей или разработки персональных планов действий. Директор может предложить посещение школ, которые стали инклюзивными.
Как учебные лидеры, директора концентрируют внимание на улучшении результатов работы учащихся за счет мониторинга их прогресса.
Каким образом учителя, ученики, родители и администраторы могут узнать, что учебная программа и преподавание эффективны; что они обеспечивают достижение целей и выполнение задач школы? Чему учатся ученики? Как ученики продвигаются вперед в своем понимании и достижениях? Насколько часто сообщается о результатах оценки во время собрания, в бюллетенях или иными средствами? Мониторинг успехов учащихся предполагает регулярное и систематическое проведение оценки, чему ученики научились, а также использование результатов для оценки пользы, которую приносит выполнения целей школы в достижении миссии. Результаты также используются для внесения изменений и улучшения структуры учебной программы и эффективности преподавания.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)