Рефлексия - двигатель совершенствования учителя.
Педагогам нужно уметь рассуждать и учиться, поскольку им необходима практика, подтвержденная результатами их исследований.
Среди инструментов рефлексии учителя можно назвать:
- дневники и журналы. В них фиксируется процесс обучения и развития их учеников.
- анкеты / показатели, листы наблюдений, учителя могут заполнить и выяснить, на каких аспектах своей практической работы им нужно сосредоточить внимание.
- общее с коллегами рассмотрение планов, результатов оценки, методик преподавания и тому подобное.
- посещение уроков других учителей как средство получения полезных идей, советов и рекомендаций.
В процессе рефлексии важно анализировать и обсуждать все аспекты инклюзивного опыта.
Соответствующее обучение и ресурсы (принятие как необходимость постоянного профессионального роста; адекватное использование ресурсов в интересах всех детей класса / заведения). Многие учителя испытывают недостаток подготовки, чтобы практиковать инклюзивный подход. Кроме традиционных форм повышения уровня квалификации (курсов, тренингов, мастер-классов и т.д.) можно наладить партнерские связи с университетом / научно-исследовательским учреждением и школой.
Переход к инклюзивному образованию можно рассматривать как один из путей привлечения дополнительных ресурсов. Партнерские отношения с общественными организациями, способствуют инклюзии, могут предоставить возможность доступа к дополнительным кадровым и материальным ресурсам. Эти ресурсы можно использовать в интересах всех учеников.
Например, технические средства- ресурс, который широко используется и открывает множество возможностей для большинства учащихся.
Среди других ресурсов - дополнительное время для планирования, дополнительные работники, ассистенты учителей.
Инклюзивная практика, используя соответствующие ресурсы, может существенно влиять на обучение всех учащихся.
Инклюзивные школы - эффективные школы Приоритетом в области образования детей с особыми потребностями стало сейчас создание инклюзивной школьного среды, в которой все дети учатся вместе в системе массового образования по соответствующим учебным программам, приспособленными к их потребностям. Переход к инклюзии предусматривает изменения во всех аспектах образовательной практики. Для многих педагогов этот процесс может оказаться сложным, потребовать много времени для обучения и практического внедрения. Это нелегкие задачи как личного, так и профессионального характера. Но в то же время перед учителями и школами открываются новые возможности: прежде всего, педагоги могут почувствовать, что они способны изменить к лучшему деятельность и функции школы; школы могут стать эффективными образовательными центрами для всей общины и каждого ее члена.
В современных школах учатся дети из самых разных групп, многие из них имеют особые образовательные потребности. Это не только ученики с ограниченными возможностями или инвалидностью, но и ученики, которые имеют нарушения поведения, дети из другой культурной и языковой среды, те, кого независимо от причины относят к группе риска. Поэтому куррикулум должна ориентироваться на всех учеников, учитывать их потребности и предоставлять каждому возможность добиться успеха. Несмотря на это, большинство инноваций в практике обучения и в разработке учебно-методического обеспечения должны обеспечить оптимальное обучение каждого ребенка, учитывая индивидуальные образовательные и другие нужды, используя личностный и дифференцированный подходы.
Школу можно назвать эффективной только в том случае, когда каждый ребенок в ней имеет возможность успешно учиться. Эффективная школа должна обеспечивать обучение всех учеников по полному и всесторонним куррикулума в равных условиях и на высоком качественном уровне. В эффективной школе неудовлетворительные учебные достижения отдельного ученика не объясняются его личной «неспособностью» или «несостоятельностью», обусловленными нарушениями развития. Эффективная школа должна обеспечивать: достижения каждым учеником высоких результатов (приемлемых для него); благоприятные условия для усиления всех аспектов ученических достижений и развития; постоянное совершенствование педагогической практики.
Главная характеристика эффективной способности удовлетворять школы- образовательные потребности всех учащихся, это значит быть инклюзивным.
Уже сегодня специальное и массовое образование должны объединить усилия, чтобы аккумулировать лучшие практики и изменить или реорганизовать образовательные услуги таким образом, чтобы все ученики имели возможность максимально реализовать свой потенциал. Говорится о создании такой системы образования, в которой внимание сосредоточено на оптимальных методах для всех без исключения учеников, где весь педагогический коллектив выполняет одну общую задачу - оказывает поддержку всем ученикам, независимо от того, считается ребенок с особенностями в развитии или нет.
Роль педагога в реализации инклюзивного образования
Для внедрения инклюзии в школьную практику учителя должны меняться. Они должны принять и осознать новую образовательную парадигму, новые способы организации учебно-воспитательного процесса, разработки учебно-методического обеспечения, освоить современные методики дифференцированного и личностно ориентированного преподавания (в зависимости от индивидуальных потребностей ученика). Учителя должны общаться друг с другом, работать в команде с другими педагогами и специалистами, родителями, учениками, представителями общины, чтобы определить, какие изменения необходимые для внедрения инклюзивной практики непосредственно в их учебном заведении.
Изменения - это процесс, который длится главные определенное время. А учителя проводники этих изменений. Настоящие изменения достигаются на практическом уровне, в классе, в школе.
Однако даже в лучших школах существует ряд препятствий, которые затрудняют внедрение изменений.
одни из них могут быть личными: считают, что все и так достаточно хорошо, не видят, как предложенные меры могут изменить к лучшему учебную практику; думают, что у них нет необходимых знаний и навыков; не уверены, что достаточно профессионально подготовлены, чтобы работать с детьми с особыми потребностями; опасаются, что их некомпетентность станет очевидной для них самих, для коллег и администрации; что работа потребует слишком много времени; не уверены, что будут предоставляться нужны ресурсы и поддержка; их беспокоит перспектива сотрудничества с другими специалистами и тому подобное. Чтобы преодолеть эти опасения, учителям следует переосмыслить собственную педагогическую компетентность и прийти к выводу, что быть учителем значит самому учиться на протяжении жизни.
Есть и другие препятствия на пути изменений. Традиционное функционирования школы не слишком способствует сотрудничеству учителей. Достаточно автономное среда, в которой работают педагоги (урок) приводят к тому, что учитель остается в определенной степени изолированным. Учителя настолько привыкают к этой изоляции, перспектива совместного решения проблем, командного планирования и т.д. вызывает у них беспокойство. Поэтому возможности для распространения лучшего педагогического опыта ограничены, поскольку учитель работает сам и коллеги за его работой не наблюдают (за исключением открытых уроков, аттестации учителя и т.д.).
Неприятие или и враждебное отношение вызывают новые идеи, которые поступают из внешнего источника (например, директива, спущенная «сверху», изменения, которые «Навязываются» учителем специального образования или иным специалистом и т.д.).
Среди других факторов можно назвать традиционные: недостаток финансирования, низкий уровень обеспечения педагогического образования, недостаточно частое и обстоятельное повышение квалификации, ограниченные материальные и кадровые ресурсы.
Принимая во внимание перечисленные факторы, влияющие на процесс изменений в учебных заведениях, можно принять определенные меры для их нейтрализации.
Произойдут изменения или нет, зависит от убеждений самых проводников изменений - учителей-новаторов. Понимание сущности нововведений, путей внедрения и их конечного результата позволяет убеждать других. Проводники изменений, опираясь на собственный практический опыт, могут приводить убедительные аргументы в личных беседах, на педагогических совещаниях, заседаниях методических объединений, семинарах, во время проведения мастер-классов или тренингов. Проводники изменений могут создать условия для коллективного или командного анализа текущей ситуации в учебном заведении, определения проблем, путей их решения и определение путей соответствующих изменений. Когда педагоги осознают необходимость в изменениях и то, как их достичь, они будут мотивированы их внедрять, чувствовать ответственность за достижение лучших результатов.
Выбрав путь изменений, педагоги должны осознавать того, что это потребует повышение уровня их профессиональной компетентности. Отсутствия необходимых навыков – не приговор, а лишь стимул к преодолению личностных барьеров в повышении собственного профессионального уровня. Для этого лучше всего использовать групповые, коллективные формы работы, поскольку таким образом группа учителей чувствует поддержку друг друга, формирует общее видение новых педагогических подходов и тому подобное.
Проводник изменений может организовывать специальные учебные мероприятия, проводить тренинги по повышению квалификации, демонстрируя конкретные технологии. Такие меры можно организовывать, привлекая к их проведению специалистов определенной отрасли, коллег из специального учебного заведения, ученых и других специалистов. Такие мероприятия чрезвычайно эффективны для формирования специальных / конкретных умений и навыков, дают толчок самым педагогам, сплачивают коллектив. Хорошо, если в учебном заведении создаются условия для проведения таких мероприятий на постоянной основе, для непрерывного профессионального развития педагогов.
Глобальные изменения (такие, как внедрение инклюзивной практики, прежде всего предусматривают принятие новой образовательной философии) часто происходят сложно и потребует немало усилий. Именно поэтому проводнику изменений чрезвычайно важно создать атмосферу взаимного доверия и поддержки, где каждый в отдельности, и все вместе смогут общаться, делиться своими мыслями и обсуждать проблемы. Такая атмосфера дает ощущение уверенности, что изменения достижимы и стоят усилий, которые прилагает каждый. Практика сотрудничества и коллегиальности (когда педагоги обсуждают свою деятельность; наблюдают за работой друг друга, совместно работают над куррикулумом, планируют, разрабатывают, оценивают его; делятся знаниями о преподавания и обучения) чрезвычайно эффективна в учреждениях, ставших на путь внедрения изменений. В таких условиях педагоги больше настроены экспериментировать, совершенствовать свою практику, брать ответственность за ее результаты.
Проводник изменений, как член педагогического коллектива, сформировав атмосферу доверия и конструктивного сотрудничества, закладывает основу для тщательного анализа ситуации, определения проблем и потребностей и определения необходимых действий всеми учителями заведения. Когда это происходит в сотрудничестве с коллегами, все члены команды начинают осознавать значение собственного вклада в совместную работу.
Такой путь изменения отношений и внедрения новых практик эффективнее директивы «сверху». Принцип «равный - равному» дает лучшие результаты для восприятия философии инклюзии, развития необходимых умений и навыков, для внедрения новых педагогических практик, воплощения изменений в деятельность учебного заведения.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)