Лидерство в инклюзивных школах
Школы, которые успешно движутся к инклюзивным методам работы, свидетельствуют о необходимости изменения мышления относительно лидерства. Такое изменение требует акцента на том, что называется трансформационными подходами, цель которых заключается в распределении и предоставлении полномочий, в отличие от подходов, где сохраняются традиционные понятия иерархии и контроля.
То есть, лидерство рассматривается не как усилия одного человека, а как совместные усилия. Речь идет не о четком распределении определенных обязательств между лидерами и теми, кто за ними следует, а о коллективных заинтересованных (политических) действиях. Суть такой формы лидерства заключается в совместном обучении, в создании ценностей и знаний путем коллективных и объединенных усилий.
Это требует от руководителя учебного заведения действий по формированию у заинтересованных лиц общего видения школы, в которой царит признание того, что индивидуальность необходимо уважать. Такое видение можно достичь через предоставление основного внимания групповым процессам, которые, в свою очередь, используются для создания климата, который позволит решать проблемы. Все это помогает создать контекст, в котором лидерские функции можно распределить между всеми работниками. Здесь лидерство становится связанным с применением подходов к работе с коллегами, которые стимулируют обучение на основе использования существующих у учителей знаний, полученных в процессе работы с учащимися.
Руководитель учебного заведения признает, что развитие школы зависит от способности коллег к развитию; понимает, что повышение квалификации означает как индивидуальную работу, так и коллегиальность; признает необходимость повышения каждым учителем своей уверенности и компетентности, а также усиление способности к совместной работе в составе команды. Как показывает практика, образовательное лидерство является ключевым элементом в создании школьной культуры, основанной на более эффективном сотрудничестве, потому что лидеры играют важную роль в закреплении определенных убеждений, на которых строится такая культура. Это означает, что необходимо ценить отдельных лиц, и, поскольку они неотъемлемая часть групп, к которым они относятся, ценить необходимо и группы. Действенным способом продвижения этих ценностей является деятельность, которая стимулирует открытость и чувство взаимной безопасности. Именно эти убеждения играют центральную роль в создании и обеспечении существования школ, которые пытаются стать более инклюзивными.
Развитие школьной культуры, ориентированной на изменения
В области образования детей с особыми потребностями приоритетное значение приобретает создание инклюзивной школьной среды. В такой среде все дети учатся вместе в системе общего образования по учебным программам, приспособленным к их способностям и потребностям. Переход к инклюзии вызывает необходимость изменений во всех сферах образовательной практики. Для людей, которые вовлечены в изменения, этот процесс может оказаться сложным, потребовать много времени для исследования, обучения и практического внедрения, то есть, он будет ставить перед ними нелегкие задачи, как личного, так и профессионального характера. Но, в то же время, он открывает перед учителями и школами новые возможности для формирования учебной среды, где приветствуется разнообразие и позволяет педагогам почувствовать, что они способны сделать существенный вклад в жизнь школы и общины.
Важно рассматривать изменения не как одноразовое событие, а как непрерывный процесс.
Изменения требуют времени и преданности. Очевидно, что для привлечения учащихся с особыми потребностями школы и учителя должны изменяться. В частности, это изменения на уровне философии, организации, физической среды, учебно-методического обеспечения, методик преподавания и т.д. (в зависимости от индивидуальных потребностей ученика). Изменения - это процесс, который требует определенного времени, как правило, нескольких лет. И учителя - главные проводники этих изменений.
В последние годы изменения в системе образования стали предметом многих исследований, на основе которых впоследствии были определены следующие черты изменений:
- характер изменений всегда представляется по-разному;
- люди должны сформировать собственное понимание изменений, узнавать о них больше и применять на практике;
- изменения - это личный опыт;
- конфликт и спор неизбежны и имеют большое значение;
- нужно сочетать давление и поддержку;
- изменения, которые одновременно вводятся на практическом (восходящие) и на руководящем уровне (нисходящие), имеют больше активных сторонников, чем изменения, которые насаждаются сверху авторитарными методами, или изменения, которые разворачиваются только с низшего практического уровня;
- изменения редко завершаются внедрением отдельных новаций, вероятно, они вызывают цепную реакцию;
- изменения требуют времени и настойчивости;
- после изменений должен наступить период консолидации;
- могут существовать веские причины не проводить изменений;
- меняться смогут не все;
- развитие имеет эволюционный характер и корректируется в процессе.
Следует заметить, что изменения - не самоцель. Наоборот, важно, чтобы изменения были направлены на решение проблем и развитие эффективной школы.
Модель эффективной школы из трех широких категорий, которые имеют двенадцать характеристик:
Совместная миссия:
- ценности и убеждения, которые разделяют все участники;
- четкие цели;
- лидерство в преподавании;
Атмосфера, способствующая обучению:
- привлечение и ответственность ученика;
- физическая среда;
- признание и стимулы;
- положительное поведение ученика;
- привлечение родителей и общества, их поддержка;
Сосредоточенность на обучении:
- регулярный и частый мониторинг ученических достижений;
- высокие ожидания;
- коллегиальность и поддержка в отношениях между учителями;
- сосредоточение на методах преподавания и учебном смысле.
Изменения в учебном заведении могут быть обусловлены как внутренними, так и внешними факторами. К внешним можно отнести государственные учебные программы, внешнее оценивание (например, тест на проверку базовых умений и навыков и тест на определение уровня грамотности), решение школьных советов или органов по аккредитации, аттестация педагогических кадров и мероприятия по обеспечению качества. Они могут вызвать изменения на уровне учеников, учителей или на уровне системы.
Чтобы достичь успеха и обеспечить устойчивые результаты изменений, необходимо обращать внимание на формирование общих ценностей и создание атмосферы, способствующей проведению изменений и развитию культуры сотрудничества. Конечно, администрация может выдавать директивы и методические указания, однако, настоящие изменения достигаются на практическом уровне, в классе или в школе.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)