Модель развития лидерских качеств
В XXI веке директорам приходится управлять школами, которые очень отличаются от тех, которые существовали в предыдущих поколениях. Школы стали более сложными, изменения происходят постоянно и все более быстрыми темпами, отчетность перед общественностью открытая, большие требования к выпускникам. Функции директора предусматривают выполнение и удовлетворение очень разнообразных обязанностей и ожиданий. Поэтому профессиональное развитие директоров и учителей-лидеров, или «развитие лидерских качеств», является очень важным для обеспечения эффективного управления и лидерства.
Концептуальные рамки
Модель развития лидерских качеств основывается на ряде предположений и убеждений относительно образовательного лидерства.
Во-первых, качествам эффективного лидерства можно научить, их можно и воспитать.
Во-вторых, первоочередная цель лидера заключается в содействии высококачественному преподаванию и обучению, то есть предоставлении эффективного учебного лидерства всем заинтересованным лицам, включая учащихся, учителей, вспомогательный персонал, родителей, и, в определенной степени, членов общины.
В-третьих, из научной литературы известно, что построить успешную школу невозможно без эффективного лидерства и соблюдения постоянства. Поэтому лидеры должны иметь четко сформулированное, целенаправленное видение будущего образования.
В-четвертых, потребности директоров в развитии лидерских качеств меняются в течение их карьеры. Директора имеют разные уровни знаний и экспертного опыта, которые можно и нужно развивать на протяжении всей карьеры.
В-пятых, лидеры могут учиться на основе опыта, который существует в каждом образовательном учреждении.
В-шестых, развитие лидерских качеств должно основываться на принципах теории обучения взрослых людей, что определяет преимущество, которое взрослые отдают активным и рефлективным учебным средам с использованием подходов, позволяющих решать проблемы. Учебные потребности лидера должны соответствовать карьерным устремлениям.
В-седьмых, образовательное лидерство в наше время должно иметь измерение предпринимательства. Образовательные лидеры должны быть ознакомлены с важными результатами работы тех, кто распознает различия между властными отношениями и социальной несправедливостью. Эффективное решение текущих политических и социальных проблем требует нетрадиционных, предпринимательских практических подходов. Термин «предпринимательский» используется в более широком смысле, имея в виду инновационные, нетрадиционные и морально здоровые профессиональные практические подходы. Лидерство должно быть вдумчивым и побудить к действиям, которые положительно влияют на людей, которые учатся, и на общество. Предпринимательское лидерство характеризуется действиями и критическим мышлением.
В-восьмых, успешное образовательное лидерство требует гибкости. То есть, образовательные лидеры должны демонстрировать высокие уровни социальной и политической смекалистости, пытаясь удовлетворить сложные потребности и ожидания различных заинтересованных лиц в области образования. Кроме того, образовательные лидеры должны работать вместе с коллегами и внешними заинтересованными лицами, которые никогда не были в роли лидеров, и недостаточно осведомлены в вопросах лидерства в образовании. Личную гибкость лидеров, их коллег и учеников можно поддерживать благодаря предоставлению особого внимания карьерному росту, профессиональному развитию и созданию сетей индивидуальной поддержки.
Концепция развития лидерских качеств
Цель концепции лидера, который учится в течение всей жизни - удовлетворить целый спектр сложных требований, которые общество предъявляет к образовательным лидерам. Она признает потребность в обучении на протяжении всей профессиональной карьеры как механизм достижения успеха в периоды быстрых личных, социальных и технологических изменений. Ее можно рассматривать как инструмент продвижения по профессиональным и личностным лестницам в течение длительного времени.
При разработке плана развития лидерских качеств следует принимать во внимание следующие восемь измерений: этап карьеры, карьерные стремления, способность к предвидению, предпринимательские идеи, преодолевающие границы, профессиональные навыки, осведомленность в вопросах планирования учебно-воспитательной работы и оценивание, умение управлять в кризисных ситуациях, а также подходы к развитию лидерских качеств.
Этап карьеры
Эта модель признает различия в потребностях людей, которые учатся в процессе их перехода в континууме от честолюбивого лидера к уважаемому работнику своей отрасли. Модель содержит наставничество, благодаря которому лидеры на всех этапах карьеры помогают друг другу овладевать знаниями и навыками.
Аспектами измерения этапов карьеры, которые можно ввести в систему формального и неформального обучения, является определение приоритетов лицам и организациям. То есть, внимание какому-то из этапов карьеры в рамках модели позволяет руководителям по-новому сформулировать личный выбор, который уже сделан, или, в качестве альтернативы, определить варианты, которые, возможно, ранее не рассматривались.
Карьерные устремления
Уместность обучения определяется четкими карьерными устремлениями человека. Поэтому при развитии лидерских качеств должно приниматься во внимание это измерение и предоставляется возможность для изучения вариантов карьерного роста, планирования такого влияния, которое считается оптимальным, а также для определения того наследия, которое люди стремятся оставить после себя на важных перекрестках своей карьеры.
Кроме того, умение предвидеть и овладевать навыками, необходимыми для достижения карьерных и жизненных целей, способствуют развитию гибкости лиц и их организаций. Действительно, овладение этими навыками позволяет лидерам воспринимать когнитивный диссонанс как возможность приблизиться к осуществлению своих целей, и, что не менее важно, осознать точки зрения лидеров разных уровней своего заведения, а также ограничения, с которыми они сталкиваются. Понимание, полученное благодаря продуктивному когнитивному диссонансу, готовит людей, которые учатся, к переходу на другие уровни ответственности в своих заведениях, или к поискам возможностей самореализации в близких профессиональных сферах.
Таким образом, обучение, которое можно проводить с четкой целью - помочь человеку осуществить его карьерные стремления, включает: развитие навыков самоанализа, определение целей и планирование карьеры.
Способность к предвидению
Способность лидеров к предвидению - важнейшая предпосылка их профессионального и личного успеха. Это измерение, прежде всего, характеризуется вниманием к философской основе практической профессиональной деятельности лидеров. То есть, лица, работающие по этой концепции, фокусируют внимание на самоанализе и четком формулировании своих убеждений по обучению и лидерству. Однако, недостаточно лишь описать какую-то философскую позицию. Необходимо, чтобы лидеры перевели свои убеждения в концептуальные рамки, которые вдохновляют, и соответствуют требованиям членов сообщества, которые учатся и побуждают к действиям.
Предпринимательство
Современные лидеры работают в контекстах, значительно отличающихся от тех, в которых действовали их предшественники. То есть лидеры XXI века должны иметь разнообразные формы осведомленности, которые дают им возможность успешно работать в широком спектре политических и культурных контекстов. Эти контексты постоянно меняются, поскольку технологические средства и миграция людей нуждаются в радикальных изменениях в понимании времени, пространства и способов труда. Поскольку контексты быстро развиваются, изменяются, то руководитель должен подвергать сомнению знания, приобретенные им ранее. Очень важным элементом предпринимательства, которое преодолевает границы, является способность к «созданию возможностей» - концептуального осмысления и воплощения в жизнь высоко-инновационных решений о современных вызовах. В конце концов, восприятие неопределенности может стать первым шагом к предпринимательским моделям поведения, поскольку оно освобождает человека от необходимости работать, исходя из конкретного и позволяет комфортно чувствовать себя с абстрактным.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)