Развитие кадров
Развитие кадров – это содействие развитию персонала, то есть обеспечение возможностей для обучения и предоставления необходимой поддержки учителям и другим работникам системы, чтобы они могли успешно работать.
Этот набор практик в деятельности лидера также важен для обеспечения его влияния. Четкие и увлекательные ориентиры для движения организации вперед существенно повышают мотивацию работников к работе, однако они никак не влияют на умения и навыки, необходимые работникам для продуктивного движения в заданных направлениях. Эти умения, навыки и мотивации непосредственно зависят от характера взаимодействия представителей организации с ее лидерами, а также от организационного контекста, в котором люди работают.
Способность лидера применять практики, которые способствуют развитию работников, частично зависит от того, насколько хорошо он знаком с так называемыми техническими аспектами школьного дела (то есть, что необходимо для улучшения качества обучения и преподавания), которые часто ассоциируются с термином «образовательное лидерство». Но эта способность является составной частью «эмоционального интеллекта лидера», который проявляется в личной внимательности лидера к работнику и в создании возможностей для применения его умений и навыков, способствует усилению энтузиазма и оптимизма работника, смягчает ощущение фрустрации, помогает почувствовать призвание и опосредованно повышает эффективность работы.
К конкретным лидерским практикам, которые имеют большое положительное значение для развития кадров, относятся:
- обеспечение стимулов для творческой интеллектуальной деятельности;
- индивидуализированная поддержка;
- предоставление нужных образцов передового опыта;
- предоставление личного примера соблюдения принципов, которые считаются основополагающими для организации.
Организационные изменения
Организационные изменения – это обеспечение дееспособной организации, когда весь комплекс условий и стимулов (на уровне организации) направлен исключительно в поддержку обучения и преподавания, а не на понижение их эффективности.
Очевидно, что роль школы в обеспечении успешного обучения учащихся зависит от мотивации и умений учителей и руководителей, как каждого в отдельности, так и всех в целом. Однако, иногда добрые намерения педагогов «остывают» или сводятся на нет существующими организационными условиями, которые, собственно, не позволяют применять методы. Например, в некоторых ситуациях использования тестов приводит к распространению методик преподавания, которые основаны на механическом заучивании и многократной обработке материала; учителя прибегают к ним, хотя вполне способны помогать ученикам глубоко понять тему. При некоторых условиях внешние финансовые стимулы, ориентирующие учебное заведение на достижение заранее определенных высоких показателей деятельности, ведут к уменьшению внутреннего желания учителя способствовать благополучию своих учеников.
Успешные образовательные лидеры развивают свои школы, превращая их в эффективные учреждения с оптимальными условиями для обеспечения и поддержания результативной деятельности администраторов, учителей и учеников. Эта категория лидерских практик сформировалась на основе новейших свидетельств о природе организаций и сообщества специалистов, которые обучаются, и их роли в работе персонала и обучении учащихся. Они предполагают, что целью изменений культуры и принципов функционирования организации является создание условий для плодотворной работы членов организации и обеспечения гибких структур, которые могут быть адаптированы к меняющемуся характеру задач по совершенствованию школы.
Третий базовый элемент охватывает такие конкретные практики:
- усиление культуры школы;
- изменения организационных структур;
- развитие процессов сотрудничества.
Другие предпосылки успешного лидерства
Каждая школа уникальна. Чтобы достичь успеха, школьные лидеры должны не только выполнять базовые лидерские функции, но и учитывать эту уникальность - понимать контекст (организационный, политический) - чтобы создать условия для обеспечения образования различным группам учащихся. В этом смысле успешное лидерство всегда «обусловлено» своими истоками. Как свидетельствуют многочисленные факты, лидеры, как правило, выбирают довольно разные (и производительные) модели поведения в зависимости от обстоятельств и людей, с которыми работают.
Для повышения уровня достижений каждого ученика в неоднородном ученическом контингенте лидеры должны:
- помогать своим работникам, создавая соответствующие условия на уровне школы и урока;
- сотрудничать с другими учреждениями, которые могут оказывать поддержку ученикам и их семьям;
- уделять внимание профессиональному обучению учителей и влиять на него;
- способствовать выработке высоких учебных ожиданий;
- поощрять коллег к обмену эффективными методами обучения.
Уровень учебной деятельности может меняться в зависимости от наполняемости классов, методик объединения учащихся в группы, подходов к преподаванию и характера, степени мониторинга знаний.
На основе обзора имеющихся данных можно сделать три вывода относительно влияния деятельности успешного лидера на уровень учебных достижений школьников.
- В подавляющем большинстве случаев лидеры способствуют обучению непосредственно, воздействуя на других людей или на характеристики своего заведения.
- Успешные лидеры должны знать, какие аспекты их заведений нуждаются в первостепенном внимании, и осознавать, каким должно быть идеальное состояние каждого из предназначенных аспектов, чтобы он мог положительно влиять на обучение учащихся.
На уровне учебного заведения в ряд потенциально сильных факторов, которые определяют уровень эффективности обучения, относятся:
- школьная миссия и цели;
- культура;
- участие учителей в процессе выработки и принятия решений;
- отношения с родителями и широкими кругами общества.
Ключевыми лицами для эффективной работы являются учителя и их «знания методики и дидактики». Значительную роль играет и профессиональное сообщество, которое создают учителя и их коллеги в своей школе или вне ее.
- Успешные лидеры должны знать, что делать для дальнейшего развития приоритетных аспектов своего заведения: как с помощью спланированного вмешательства систематически совершенствовать определенный тщательно выбранный аспект деятельности школы.
Лидеры играют ключевую роль в определении и поддержке учебной деятельности, организации социальной среды и донесении внешних требований к школьной общине.
Результаты изучения опыта отдельных директоров школ свидетельствуют, что успешное руководство школой - это интерактивный процесс, для которого характерны взаимность влияния и развитие. Он охватывает большое количество участников. Этот процесс находится под влиянием контекста, в котором он осуществляется и, в свою очередь сам влияет на этот контекст. Результаты исследований также свидетельствуют, что в основе успешного руководства учебным заведением лежат основные ценности и убеждения директора. Исходя из них, он принимает решения и планирует свои действия для оказания индивидуальной поддержки и развития способности (в том числе развития способности самой школы), в частности ее культуры и структуры. Ключевые ценности и убеждения директора, а также ценности и способность других представителей школьного коллектива является тем фундаментом, на котором формируется общее видение школы. Это видение закладывает основные принципы обучения и преподавания, определяет влияние всего школьного образования на индивидуальное развитие и успеваемость учащихся и на обогащение социального капитала. Завершающими процессами в предлагаемой модели является мониторинг на основе фактической информации и критическая рефлексия, что ведет к поддержанию существующей системы жизнедеятельности школы, ее изменениям и трансформации.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)