Дистрибутивное / распределенное лидерство
Понятие дистрибутивного / распределенного лидерства возникло в 80-х годах ХХ ст. Существует ряд характеристик лидерства этого типа:
- Лидерство считается результатом динамики межличностных отношений, а не деятельностью одного человека.
- Межличностные отношения основаны на доверии и открытости.
- Старший персонал не просто делегирует задачи, а дает возможность действовать по своему усмотрению.
- Рамки лидерства расширяются и, кроме учительского сообщества, охватывают и другие общины в школе, создавая общешкольную командную культуру.
- Лидерство не начинают в приказном порядке, а развивают.
- Главным критерием при определении лидеров в группах является квалификация и опыт, а не формальная должность.
- Лидерство не сосредоточивается на конкретных должностях или ролях, оно динамично и переходит от одного лица к другому, в результате чего разница между «лидерами» и «последователями» стирается.
Однако, проникнуться идеями дистрибутивного лидерства - это не только понять, что за реализацию лидерства отвечает не один человек, а коллектив. Необходимо также понять, как разворачивается практика лидерства в процессе совместного взаимодействия среди лидеров, между последователями и их контекстом.
Дистрибутивное лидерство как лидерство учителя
Понятие учительского лидерства рассматривается как: развитие, поддержка и подготовка учителей, которые берут на себя лидерские функции в своих учебных заведениях. Учителя, которые являются лидерами формально или неформально, способны эффективно способствовать внедрению изменений.
Это ролевой и нормативный подход к лидерству. Основная идея исследований этого научного течения - чем больше у нас лидерства, тем лучше.
Дистрибутивное лидерство как взаимодействие в определенных ситуациях
Второй важный подход к определению и пониманию дистрибутивного лидерства заключается в том, что, поскольку лидерство в школах всегда имеет распределенный характер, исследования должны быть направлены на описание практики такого лидерства.
Дистрибутивное лидерство состоит из трех основных компонентов:
- лидерская практика является центральной деятельностью, которая объединяет участников ситуации;
- лидерская практика начинается в процессе взаимодействия лидеров, последователей и их ситуации;
- ситуация определяет лидерскую практику, и сама определяется лидерской практикой в процессе.
Некоторые замечания по дистрибутивному лидерству
Конечно привлекательность дистрибутивного лидерства связана с тем, что каждый может видеть в нем то, что ему нравится. Его различные версии часто ассоциируются с лидерским сотрудничеством, демократическим и командным стилями лидерства, а эти термины часто используются как взаимозаменяемые. Но, хотя лидерское сотрудничество по определению является распределенным, дистрибутивное или распределенное лидерство не всегда представляет собой лидерское сотрудничество. Все зависит от того, как оно реализуется в контексте. Так же, на почве дистрибутивного лидерства может возникнуть демократическое или автократическое лидерство, командное или некомандное лидерство.
Дистрибутивное лидерство в любой своей форме не возникает без поддержки со стороны директора.
Качество работы директора школы имеет ключевое значение для успешной деятельности учреждения. Согласно этому, главным условием достижения успеха является сосредоточение на учащихся, обучении и преподавании.
Директора играют ключевую роль в создании культуры, которая поощряет учителей к профессиональному росту, способствует повышению оценки собственной эффективности, то есть уверенности педагогов в том, что они способны положительно влиять на учебную деятельность учеников и, следовательно, приводит к формированию высших ожиданий относительно учителей. Вместе с ростом мотивации учителя возрастает мотивация ученика к привлечению. Рост мотивации осуществляется по спирали (как для учителей, так и для учащихся).
Итак, директора создают условия для успеха учителей-лидеров. Они могут способствовать сотрудничеству учителей и помогать в выработке постоянных методик взаимодействия, которые поощряют педагогов к выявлению лидерской инициативы. Директора могут формировать среду, обеспечивать достаточное время и возможности для возникновения лидерства. Распределяя ответственность за принятие решений и выполнение лидерских функций, директора позволяют учителям почувствовать, что их мнение важно и что они - партнеры в деле преобразования школы, где ученики, педагоги, родители и представители общественности могут реализовываться и достигать успехов.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)