Проблемные аспекты правового регулирования опеки и попечительства детей в России
Проблемы родительской опеки и формирования мировоззрения детей родителями во все времена было предметом повышенного внимания общества. Такая деятельность всегда нуждалась в значительном законодательном обеспечении, особенно в периоды трансформации общественно-экономических формаций. В России в процессе кодификации гражданского и семейного законодательства произошел некий передел сфер правового влияния между гражданским и семейным законодательством по регулированию отношений опеки и попечительства. Это связано, прежде всего, с тем, что большинство норм об опеке и попечительстве определяли способы дополнения дееспособности и защиты прав и интересов несовершеннолетних и недееспособных лиц.
Следует учитывать, что установление и осуществление опеки и попечительства над детьми, оставшимися без попечения родителей, регулируется Семейным кодексом России «Опека и попечительство над детьми», Гражданским кодексом России, отдельными ведомственными нормативно-правовыми актами, принятыми органами исполнительной власти, а поэтому следует согласиться с точкой зрения И. Бирюкова о том, что институт опеки и попечительства - комплексный институт гражданского, семейного и административного права, устанавливающий, в частности, компетенцию органов опеки и попечительства.
Вместе с тем, в сфере правового регулирования выявлены существенные проблемные вопросы, требующие соответствующего научного и законодательного решения. Так, в законодательстве недостаточно определенный понятийный аппарат; не совсем конкретно сформулирована обязанность, предусмотренная Гражданским Кодексом России, о необходимости выявления и учета детей, нуждающихся в опеке и попечительстве; отдельные правовые положения Семейного Кодекса России по опеке и попечительству недостаточно согласованы с ответствующими положениями Гражданского Кодекса России. Кроме того, недостатком правового регулирования опеки и попечительства в семейном законодательстве России, следует считать отсутствие правовых положений по привлечению в эту сферу потенциала общественности, особенно политических партий и организаций.
Для преодоления выявленных недостатков, необходимо:
- осуществить научно-теоретическое исследование относительно правового регулирования опеки и попечительства с целью комплексного законного усовершенствования этого правового института;
- принять специальный закон об опеке и попечительстве в России с определением соответствующего понятийного аппарата этой сферы;
- урегулировать в ведомственных нормативно-правовых актах документирование вопросов опеки и попечительства как актов гражданского состояния;
- согласовать правовые позиции правового регулирования опеки и попечительства с правовыми положениями предупреждения насилия в семье;
- определить правовые формы привлечения общественно-политических организаций к решению задач опеки и попечительства.
Целесообразно также сосредоточить внимание на вопросах адаптации этого правового института с правом Европы и международно-правовых актов.
Россия также является участницей Конвенции о правах инвалидов, в которой отмечается, что Государства-участники обеспечивают права и обязанности инвалидов по опекунству, попечительству, опеке, усыновлению детей или аналогичных институтов, когда эти понятия в национальном законодательстве; во всех случаях первостепенное значение имеют высшие интересы ребенка. Государства-участники оказывают инвалидам надлежащую помощь в выполнении ими своих обязанностей воспитывать детей.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)