Некоторые особенности проведения психолого-физической реабилитации больных с нарушением функции опорно-двигательного аппарата
Из литературных источников последних лет находим сведения о существовании так называемого феномена «потери», суть которого заключается в том, что в процессе занятий физическими нагрузками у людей, преимущественно пожилых, рядом с приобретением одних функциональных способностей, также наблюдается «потеря других».
Факт неравномерного развития физических качеств и вегетативных функций и, как следствие, связанный с ними феномен «потери» имеет место как в профессиональном спорте, так и в детско-юношеском.
По исследованиям авторов находим, что феномен «потери» имеет чисто физиологический характер и может наблюдаться у практически здоровых людей разного возраста, пола и профессиональной занятости. Не менее актуальной является проблема исследования психофункционального состояния неполноценных (с физическими недостатками) людей.
Цель исследования - выявить специфичность действия тренировочных нагрузок на организм больных с нарушением функции опорно-двигательного аппарата (на примере многолетнего наблюдения за одним из таких больных). Под наблюдением в течение 13 лет находился пациент Флока В. Ф., 1953 г.р. Диагноз: травматическая параплегия нижних конечностей вследствие повреждения грудного отдела позвоночника.
Психолого-физическая реабилитация проходила комплексно и включала следующее: ежегодные курсы реабилитации, которые проводились в специализированных реабилитационных центрах России, санаторно-курортное сочетание с использованием массажа, рефлексотерапии и кинезотерапии, закаливающих процедур и т.д.
Физическое состояние больного оценивалось по данным регистрации простых физиологических показателей, которые тесно связаны с уровнем энергопотенциала индивида и являются составными физического здоровья: «двойное произведение» или индекс Робинсона и относительный показатель динаметрии - силовой индекс.
Проведенная комплексная (в течение 6 лет) реабилитация дала ощутимые результаты - больной с парализованными нижними конечностями, без посторонней помощи, самостоятельно сделал 5-6 шагов.
Однако, поверив в свои силы, наш пациент попытался проверить себя в инвалидном спорте. С 1998 года он начинает тренировки по теннису. С этого времени физическая реабилитация как таковая, которая была направлена на восстановление утраченной двигательной функции нижних конечностей, более не проводилась.
Как и следовало ожидать, узкоспециализированные тренировочные занятия по избранному виду спорта способствовали «приобретению» одних, так необходимых для роста мастерства, функциональных способностей и «потери» других (имеется в виду восстановление утраченной двигательной функции). Освещенный факт требует определенного переосмысления ценностей физической культуры и спорта в проведении реабилитации больных.
Особенности влияния генетических маркеров групп крови и направленности тренировочного процесса на развитие мышления
Исследуя психологические проблемы спортивного отбора и ориентации, возникает вопрос об использовании серологических маркеров групп крови, которые необходимы для осуществления генетического прогноза развития основных (в частности, внимания и мышления) психических признаков спортсменов. Одним из выводов его исследований является утверждение, что люди с АВ (IV) группой крови имеют наибольшую склонность к высокому развитию мышления.
Вопрос о возможности или невозможности использования серологических маркеров групп крови в генетическом прогнозировании развития такого психического свойства человека, как мышление, является дискуссионным и требует дальнейших исследований в этом направлении. Анализ современных исследований также свидетельствует об отсутствии научных данных по поводу изучения влияния тренировочных занятий различной направленности на развитие психических признаков юных спортсменов.
Цель работы - проанализировать возможность влияния, с одной стороны, серологических маркеров групп крови, с другой, тренировочных нагрузок различной направленности на развитие мышления юных спортсменов 13-16 лет.
Исследования проводились на базе высшего училища физической культуры. Под наблюдением находилось 88 спортсменов 13-16 лет, которые, согласно классификации видов спорта, были разделены на две группы:
- группа А (29 человек) - виды спорта на выносливость: лыжный спорт (6 человек), велосипедный спорт (9 человек) и плавание (14 человек), соответственно;
- группа Б (59 человек) – скоростные и силовые виды: бокс (12 человек), вольная борьба (16 человек), легкая атлетика: бег 100 и 200 м, прыжки, толкание ядра и метание диска (31 человек).
Количественными показателями оценки функции мышления по методике «Числовые ряды» были следующие показатели: количество верных ответов, скорость мышления, коэффициент правильности работы, коэффициент эффективности работы.
В результате проведенных исследований было обнаружено, что изменения показателей количественной оценки функции логического мышления по методике «Числовые ряды» у юных спортсменов с разной группой крови независимо от направленности их тренировочного процесса, не имели статистически достоверной разницы.
Таким образом, можно было бы утверждать, что между свойствами мышления спортсменов и их группами крови не существует ассоциативной взаимосвязи. Но распределение по группам крови тех подростков, которые по результатам тестирования набрали наибольшее (6 и 5) количество баллов, показал следующее.
Наивысшую оценку имели 18 спортсменов. Среди них: 14 человек (77,8%) из группы А и 4 (22,2%), соответственно, из группы Б. Распределение их по группам крови показало, что наибольшую склонность к высокому развитию мышления имеют подростки с А (II) (61,1%) группой крови, меньшую - индивиды с 0 (I) (22,2%) группой, гораздо меньшую - с В (III) (16,7%) и не было никого c АВ (IV) группой крови. Подытоживая, можно отметить, что результаты исследований спортсменов подросткового возраста в определенной степени согласуются с результатами аналогичных исследований взрослых и указывают на то, что наибольшую склонность к высокому развитию логического мышления имеют люди с А (II) группой крови, а самый маленький - с АВ (IV) группы.
Эффективность использования музыкального сопровождения в условиях занятий оздоровительным бегом
Оздоровительный бег является наиболее простым и доступным видом локомоций человека. По подсчетам ученых больше 100 млн. человек разного возраста нашей планеты используют это чудодейственное средство в укреплении здоровья.
Многочисленные наблюдения за состоянием здоровья любителей бега указывают на положительный эффект воздействия такого рода тренировок на организм, а именно: снижается уровень холестерина в крови, и тем самым, способствует профилактике атеросклероза, улучшается кровообращение в нижних конечностях, и тем самым, устраняется возможность развития варикозного расширение вен, бег является эффективным средством борьбы с ожирением (во время бега за один час расходуется в среднем 700 ккал) и др. Неслучайно, что на одной из гранитных глыб Древней Эллады, в Греции до сих пор существует такая надпись: «Если хочешь быть сильным - бегай, если хочешь быть красивым - бегай, если хочешь быть умным - бегай!»
Вместе с этим есть данные, которые свидетельствуют о положительном влиянии музыки на выполнение физических нагрузок. Сегодня учителя физической культуры, тренеры и другие специалисты в области физического воспитания и спорта в своей профессиональной деятельности все чаще используют музыкальное сопровождение. Музыка помогает специалистам без лишнего напряжения голосовых связок поддерживать необходимый ритм и темп выполнения физических упражнений. Неслучайно, что много лет назад известная американка танцовщица Айседора Дункан одна из первых так умело могла выражать любую музыку своими движениями.
Целью исследований было изучение влияния музыкального сопровождения на ход восстановительных процессов после выполнения оздоровительного бега.
Участники экспериментального исследования выбрали два варианта работы: первый вариант - преодоление 3 км без музыкального сопровождения, второй - с музыкальным сопровождением. В обоих случаях регистрировалось время преодоления расстояния (эффективность бега) и скорость восстановления частоты сердечных сокращений (экономичность бега) с помощью регистрации суммарной частоты пульса за первые 3 мин периода восстановления. В каждом из двух вариантов проведено 24 исследования.
Результаты сравнительных исследований показали, что музыкальное сопровождение бега, с одной стороны, является стимулятором эффективности бега (время преодоления расстояния существенно уменьшилось), с другой - экономичности бега (показатель пульс-суммы обновления достоверно уменьшился).
Таким образом музыкальное сопровождение оздоровительного бега может быть одним из факторов не только повышения результативности бега, но и ускорения восстановительных процессов. Последнее, можно использовать в практике здорового образа жизни с целью повышения оздоровительной эффективности бега.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)