Глава 4. Родители и инклюзия
Сотрудничество - основа работы с родителями
Роль семьи в процессе интегрирование ребенка с особыми образовательными потребностями в социокультурную среду
Важная роль в процессе социального интегрирования ребенка с нарушениями психофизического развития отводится семье, в идеале выступает одним из основных факторов ее «вхождения» в систему общественных отношений. Особенности семьи, ее активности в процессе развития и образования ребенка определяет его психофизический и социокультурный статус в будущем, уровень реабилитационного и социально интеграционного потенциала, степень готовности к инклюзивного обучения в общеобразовательном учебном заведении. Современная семья ребенка с нарушениями психофизического развития наряду с традиционными функциями должен выполнять и ряд специфических, в связи с наличием у ребенка психического и (или) физического нарушения развития (реабилитационная, коррекционная, компенсаторная).
Ведущими функциями семьи являются: воспроизводящая, воспитательная, хозяйственно-бытовая:
1. Функция воспроизведения связана с необходимостью существования человека как биологического вида. Во многих странах Европы, и в России также, эта функция переживает кризис: уменьшилось количество браков, снизилась рождаемость, углубляется процесс старения населения. Все это обусловило демографический кризис в России.
2. Функция воспитания показывает, как происходит процесс воспитания, приоритетов. Но во времена перемен в обществе именно семья становится механизмом моральной, психологической поддержки человека. Сохранение семейных традиций - вот что становится главным в периоды исторических испытаний. Именно в семье появляются и аккумулируются семейные ценности, формируется историческое самосознание человека, его гордость за свою семью, свой народ, вера в его будущее. В семье закладываются основы воспитания и формирование будущей личности, через нее передаются потомкам духовное достояние, жизненный опыт, трудовые навыки, национальный менталитет.
3. Хозяйственно-бытовая функция непосредственно связана с предыдущей. С созданием семьи у супругов возникают обязательства друг перед другом. В первую очередь это связано с общей трудовой деятельностью в семье. Именно в семье все начинают учиться ответственности, и обязанность каждого члена выполнять определенную работу. Совместное ведение домашнего хозяйства и экономическое обеспечение семьи в современных условиях обусловлено изменением ролей, которые играют в ней женщины.
Все чаще именно они берут на себя функции кормильца. Нередко - в семьях, воспитывающих ребенка с нарушением психофизического развития.
Исследователи проблем семейных отношений отмечают, что нынешний социально-экономическое положение в государстве привел к:
- кризису семьи, спровоцировало отчуждения между родителями и детьми;
- потери традиций народной педагогики;
- низкого уровня общепедагогических знаний родителей;
- неуважения и недоверия родителей и педагогов друг к другу и т.
Семья как социальный институт находится в состоянии острого кризиса, что, конечно, негативно влияет на выполнение им основных функций, то есть на ее жизнеспособность: материально-экономическое обеспечение, жилищно-бытовые условия.
Это, в свою очередь, создает определенный морально-психологический климат, который влияет на духовность семьи, воспитание детей, организацию свободного времени членов семьи.
Особого внимания требуют семьи, имеющие детей с нарушениями психофизического развития, поскольку именно в таких семьях наблюдаются изменения на социальном, психологическом и соматическом уровнях. Имеющиеся у ребенка психофизические недостатки приводят к изменениям во всей семейной системе. Реализация родителями воспитательной функции оказывается затрудненной и нуждается в помощи и поддержке со стороны различных специалистов медицинского и психолого-педагогического профиля. Есть проблемы и семейного воспитания. Современная семья ребенка с нарушениями психофизического развития достаточно редко может выступать в качестве действенного фактора ее социального интегрирования. Основными причинами такой ситуации являются:
- низкий экономический статус многих семей;
- отсутствие любой действенной поддержки со стороны государства (в т.ч.просветительской)
- негативное социальное отношение.
Семья с детьми, имеющими особые образовательные потребности - это категория, которая относится к «группе риска». Известно, что количество психических (невротических и психосоматических) расстройств в семьях с детьми, имеющими ограниченные возможности выше вдвое, чем в семьях, не имеющих детей - инвалидов. Эти и другие факторы приводят к тому, что сами родители во многих случаях создают препятствия в реабилитации детей с ограниченными возможностями. Но и в том случае, когда родители занимают более конструктивную позицию, они испытывают эмоциональные перегрузки и нуждаются в особых знаниях о проблемах здоровья и развития своего ребенка.
Семья в процессе воспитания, социального интегрирования ребенка с особыми потребностями сталкивается с огромным количеством трудностей. Это и отсутствие психолого-педагогического сопровождения, необходимого медицинского лечения, реабилитационной помощи детям и тому подобное. Иногда близкие больного ребенка люди сами находятся в состоянии хронического стресса, вызванного болезнью ребенка, обстоятельствами лечения, воспитания, обучения, профессионального становления своего особенного ребенка. Все это затрудняет социальную интеграцию ребенка, имеющего ограниченные возможности в среду его здоровых сверстников. Инклюзия должна способствовать привлечению родителей к решению этих проблем, а родители, в свою очередь, должны учиться сотрудничеству для максимально комфортного процесса воспитания и обучения ребенка с особыми потребностями.
Родители как члены учебных команд
Прежде всего, родители - важные участники учебных команд своих детей.
Они лучше знают их сильные и слабые стороны, способности, склонности и особенности развития, и именно поэтому могут поддерживать эффективно.
Их постоянное участие в школьной жизни может значительно улучшить успехи ребенка с психофизическими нарушениями. Важно, чтобы родители принимали участие в принятии решений об образовании своего ребенка. Именно они могут предоставлять важную информацию для планирования, внедрения и адаптации программы для лучшего удовлетворения постоянно изменяющимся потребностей своего ребенка.
Родители могут также обогатить учебный опыт своего ребенка через привлечение к общественной жизни. Это можно делать через местные организации и программы, через родительские или детские группы. Время от времени не помешают неформальные встречи с многодетными семьями, волонтерами, друзьями, соседями, общиной в общем.
Дети с особыми потребностями, среди которых выделяют умеренные, средние и значительные нарушения психофизического развития, требующих специальных условий обучения, которые соответствуют их образовательным потребностям.
Для установления потребностей в обучении учителя обычно применяют немало неформальных методов:
- беседы с ребенком;
- наблюдение за работой в классе;
- анализ выполнения классных заданий;
- проведение проверки по отдельным предметам;
- проведение тестовых проверок и тому подобное.
однако в инклюзивном образовании исключительное значение имеет сотрудничество с родителями, беседы с ними, начиная с первых шагов обучения, привлечение их к учебно-воспитательному процессу как полноправных партнеров-педагогов своего ребенка.
Формированию компетентному воспитанию уделяется значительное внимание в современных зарубежных и отечественных исследованиях. Родительская компетентность - понятие, которое сейчас широко используется в психолого-педагогической практике.
Зарубежные и отечественные исследователи этого феномена подчеркивают его интегративную природу, которая показывается в сочетании осознании понимания, ощущений и действий родителей.
Современная образовательная парадигма предполагает переформатирование традиционной практики взаимодействия с семьей в русле привлечения родителей в учебно-воспитательного процесса.
Партнерские отношения в триаде «родители - педагог - ребенок» является основой родительской компетентности, формирование которой требует разработки нового содержания коррекционно- развивающей педагогической деятельности. Направляют коррекционно- развивающую педагогическую деятельность в системе инклюзивного образования обычно специальные школьные психолого- медико-педагогические консультации, в которые могут входить учителя со специальным образованием, специалисты в отдельных областях или обычные школьные учителя, которые имеют специальные знания, опыт работы с детьми, испытывающих трудности в обучении. Родители - полноправные члены таких постоянно действующих консультаций.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)