Особенности организации досуга детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях санаторно-курортного комплекса
Современные представления о функциях учреждений санаторного типа, порожденные принципиально новым пониманием культуры досуга: разрешительная деятельность рассматривается как процесс, который стимулирует развитие творческой индивидуальности, создает условия для выявления и удовлетворения свободы выбора досуговых потребностей. Стимулом для творческого развития детей-инвалидов, развития их способностей, расширения диапазона интересов, творческой активности является досуг и, в частности, лечебно-профилактические организации, представляющие педагогическую систему.
Создать условия для развития творческого потенциала инвалида, удовлетворения его индивидуальных потребностей и духовных запросов призваны социокультурные институты, одним из которых выступает санаторно-курортные учреждения. Как показывает практика, культурно-досуговые учреждения, работающие на население социума, не занимаются организацией досуга инвалидов, не создают для них необходимые условия. Поэтому основная нагрузка и ответственность за организацию досуга и реабилитации ложится на культурно-досуговые учреждения, имеющие соответствующие кадры, формы и методы работы, к которым можно отнести санаторные учреждения.
В определении содержания и технологии организации досуга детей с ограниченными возможностями необходимо основываться на целом ряде концептуальных подходов. Основной приоритет принадлежит развивающим технологиям, связанным с включением детей-инвалидов в различные виды художественного, технического и прикладного творчества. Разрешительные концепции акцентируют внимание на содержании, что социализирует самодеятельность инвалидов, расширяет возможности для их самоутверждения и самореализации, их социальной адаптации и продвижение в сфере общественного разделения труда. Рекреация, таким образом, органично смыкается с распространением коммуникативных связей реабилитантов, возможностей их интеллектуального и физического развития.
Важным показателем эффективности досуговой деятельности можно назвать степень продвижения инвалида, его личности от пассивного состояния к активному, формирование активного образа жизни, в отношении к нему через творчество, трансформация инертных, пассивных видов досуга в интерактивные, творческие формы.
Таким образом, развитие инфраструктуры досуга санаторно-курортных учреждений должно быть ориентировано на удовлетворение потребностей различных групп детей-инвалидов в различных видах досуговой деятельности - как в смысле возможностей посещения культурно-зрелищных и спорных сооружений и приобщение к культурным ценностям через их потребление, так и в смысле создания условий для активных занятий разрешительными видами деятельности самими детьми. При этом сложность и многогранность деятельности самого санаторно-курортного комплекса выдвигает новые требования к уровню профессионализма, личностному развитию социального педагога как организатора досуговой деятельности.
Разрешительная деятельность, осуществляемая в условиях санаторно-курортного комплекса, является эффективным средством психолого-педагогической поддержки, детей-инвалидов, что позволяет преодолеть социальную изоляцию, включиться в активную полноценную жизнь, определить жизненную перспективу.
Особенности вегетативного обеспечения мышечной деятельности у юных спортсменов различных видов спорта в условиях выполнения нагрузок силового характера
Известно, что под влиянием занятий различными видами спорта, которые характеризуются однотипной направленностью тренировочного процесса, в организме возникают в основном похожие друг на друга изменения функций. Этот факт можно объяснить с позиции специфичности влияния физических нагрузок разного характера на организм людей разного возраста. Но пока недостаточно полно исследованы особенности вегетативного (гемодинамического и респираторного) обеспечения мышечной деятельности у юных спортсменов в зависимости от направленности тренировочного процесса.
Обследовано 135 юных спортсменов 13-16 лет. Среди обследованных были пловцы, бегуны на средние расстояния, лыжники, гребцы-академисты, боксеры и борцы. Исследования проводились на базе высшего училища физической культуры в середине подготовительного периода.
Определялась физическая работоспособность (кДж), пульсовая и кислородная стоимости 1 кДж работы в условиях выполнения нагрузок силового характера на кистевом эргографе и силовом эргометре.
Исследования показали, что физическая работоспособность и ее вегетативное обеспечение имеют существенные различия не только среди групп определенной направленности тренировочного процесса, но и внутригрупповые отличия. Так, установлено, что занятия видами спорта, преимущественно развивающих силовые и скоростные способности (бокс и вольная борьба) характеризуются значительным повышением физической работоспособности и более выраженной экономизацией гемодинамической функции, чем респираторной. Под влиянием тренировок на выносливость (плавание, бег на средние расстояния, лыжные гонки) наблюдаются подобные изменения во «внутренней структуре» экономизации функций, характеризующиеся проявлением экономизации в равной степени как системы кровообращения, так и дыхания.
Стоит отметить, что у юных гребцов, в отличие от других видов спорта, преимущественно развивающих способность выносливости, отмечается однотипный с видами спорта скоростного и силового характера (бокс, вольная борьба) характер изменений вегетативных функций. При этом, особенности кардио-респираторного обеспечения физической работоспособности юных спортсменов отмечаются при выполнении как локальной работы силового характера (метод кистевой эргографии), так и региональной (метод power-эргометрии).
Полученные факты который раз указывают на то, что физическая трудоспособность и реакции сердечно-сосудистой и дыхательной систем спортсменов подросткового возраста определяются не только общей направленностью тренировочного процесса, но и являются в значительной степени результатом специфического влияния биомеханической структуры физических нагрузок на их организм.
В связи с этим, для оценки функционального состояния организма спортсменов целесообразно было бы использовать только те кардио-респираторные показатели, диагностические возможности которых определяются как направленностью тренировочного процесса, так и самой спецификой вида спорта.
Особенности влияния генетических маркеров групп крови на развитие мышления (на примере обследования педагогов)
С новейших литературных источников, освещающих психологические проблемы спортивного отбора, известно, что генетические маркеры группы крови спортсменов имеют ассоциативные связи с особенностями развития отдельных психических процессов, а потому могут быть использованы в прогнозировании развития таких признаков как внимание и мышление.
Мужчины и женщины с АВ (IV) группой крови имеют лучшие ассоциативные связи с развитием мышления. И дальше, определить худшую связь не представляется возможным.
Цель исследования: проанализировать закономерности взаимосвязи между свойствами логического мышления и группами крови на большой выборке людей разного возраста и пола, занимающихся педагогической деятельностью; определить при этом лучшую и худшую ассоциативную связь.
Исследование логического мышления осуществлялось по методике «числовые ряды».
В исследовании принимали участие две группы людей:
1-я группа. Преподаватели точных дисциплин (математика, физика и информатика) высших учебных заведений I-IV уровней аккредитации.
2-я группа - педагоги-гуманитарии, которые представляли русскую и иностранную филологию.
На основании проведенных исследований установлено, что лица 1-ой группы, как и следовало ожидать, имели достоверно лучше, на высоком уровне статистической значимости, показатели в оценке логического мышления, чем 2-ой группы.
Эти данные дают основание провести анкетируемый опрос значительного количества преподавателей точных дисциплин общеобразовательных школ и вузов на предмет определения у них группы крови.
В результате проведенного анкетирования среди 552 человек, было обнаружено: 271 человек, что составляет 49,1%, имели А (II) группы крови, соответственно, 158 человек (28,6%) имели 0 (I) группу, 78 человек (14,1%) - В (III) группы и только 45 преподавателей, составляет всего 8,2% - АВ (IV) группы.
Таким образом, можно сделать вывод, что логическое мышление лучше развито у мужчин и женщин с А (II) группой крови (каждый второй преподаватель точных дисциплин имел эту группу крови), соответственно, хуже - с АВ (IV) группы.
Дальнейшие исследования предполагается провести в направлении анкетированного опроса еще большего количества лиц с привлечением к этому преподавателей из стран ближнего зарубежья: Белоруссии, Молдовы.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)