Некоторые аспекты психологического сопровождения процесса обучения инвалидов
Среди студентов высших учебных заведений увеличивается доля лиц с инвалидностью, которым свойственны существенные личностные и межличностные проблемы. С целью обучения лиц с особыми потребностями, получения ими высшего гуманитарного образования, социального, информационного и психолого-педагогического сопровождения в одном из гуманитарных университетов был создан Специализированный факультет. На базе факультета открыт Региональный центр высшего образования инвалидов. Целью деятельности Центра является обеспечение условий доступности в процессе получения образования студентами с особыми потребностями в процессе интеграции их в образовательное пространство наравне со студентами, которые не имеют ограничений здоровья. Направления деятельности Региональный центра высшего образования инвалидов разнообразны. Они включают психологическое, педагогическое, социальное и информационное сопровождение обучения студентов с особыми потребностями в вузе. Психологическое сопровождение - это целостный процесс (изучения, формирования, развития и коррекции), направленный на создание оптимальных условий для полноценного развития личности студентов специализированных групп.
Психологическое сопровождение студентов, обучающихся в специальных группах Региональный центр высшего образования инвалидов осуществляется по следующим направлениям:
- Психодиагностическая работа играет ведущую роль в получении данных об уровне развития психических процессов, особенностях психических состояний и свойств студентов с особыми потребностями, о жизненной ситуации, в которой происходит их развитие. Психологическое обследование студентов специализированных групп проводится в начале их обучения в вузе и после психокоррекционной и развивающей работы. Для получения данных используются такие методы, как наблюдение, беседа, метод тестов. После проведения психодиагностического исследования на каждого из студентов заполняется социально-психологическая карта, где указываются психофизиологические особенности студента, особенности учебной деятельности и даются рекомендации преподавателям по организации учебного процесса и осуществлению индивидуального подхода к каждому из студентов специализированных групп.
- Психокоррекционная и развивающая работа со студентами специализированных групп проводится в групповой и индивидуальной форме с использованием соответствующих методов и техник. Наиболее распространенным методом, используемым в работе, выступает тренинг. С целью профилактики возникновения стресса, снятия психоэмоционального напряжения у студентов специализированных групп проводятся релаксационные занятия (в комплексе с музыкальной терапией и арт-терапией) и обучение студентов приёмам аутотренинга. Цель развивающей работы со студентами специализированных групп - развитие и тренировка познавательных процессов (памяти, внимания, мышления, воображения). Исходя из результатов диагностики, составляется программа развития познавательных процессов, которая состоит из комплекса занятий. Каждое занятие содержит информационные сообщения об особенностях развития познавательных процессов, развивающие упражнения, упражнения для самостоятельного использования, рекомендации по соблюдению психогигиены познавательных процессов.
- Консультативная и просветительская работа в Региональном центре высшего образования инвалидов направлена на:
- оказание помощи студентам с особыми потребностями, их родителям, преподавателям по вопросам развития, воспитания, организации учебного процесса;
- формирование у них потребности в психологических знаниях, желание использовать последние в интересах собственного развития;
- создание условий для полноценного личностного развития и самоопределения студентов с особыми потребностями. Консультативная работа проводится индивидуально, просветительская индивидуально и в группах в форме лекций, бесед, семинаров, подбора литературы.
Таким образом, психологическое сопровождение процесса обучения студентов специализированных групп можно рассматривать как целостную системно-организованную деятельность, в процессе которой создаются условия для успешного обучения и личностного развития каждого студента в образовательной среде.
Особенности эмоционально-ценностного самоотношения лиц юношеского возраста в период кризиса идентичности
Кризис идентичности в юношеском возрасте проявляется в различных формах: депрессия и апатия, бессмысленная жестокость, различные формы зависимости и беспомощности, стремление уйти от реального мира, проявления избыточной властности, различные формы мистицизма, нигилизма и нарциссизма, в алкоголизме, употреблении наркотиков, сексуальных извращениях. Эта тенденция ведет к негативной автономии, отсутствия жизненных планов, переживания внутренне-личностных конфликтов, то есть к потере идентичности.
Кризис идентичности в юношеском возрасте сопровождается переживанием фрустрации из-за высоких требований к себе, чрезмерной самокритичности, ригидности и страха в начинании нового дела, переживаний вины из-за несоответствия ожиданиям значимых других и идеальному образу.
Юноши и девушки с заниженным самоуважением часто испытывают трудности в общении, отказываются от достижения поставленной цели, поскольку не верят в собственные силы.
Проведенное исследование указывает на проблемный эмоционально-ценностное самоотношение лиц юношеского возраста с выраженными внутренне-личностными конфликтами. Особого внимания заслуживают отличия распределения по фактору «Внутренняя неустроенность», которая отражает глубокую внутреннюю дезадаптацию и кризисную ситуацию, которую переживает личность. Так 53,4% массы среди испытуемых с высоким уровнем невротизации и 31% - с низким уровнем невротизации нуждаются в срочной психокоррекционной помощи. Сравнительный анализ по критерию Пирсона показал значительное преобладание у исследуемых с высокой невротизации в сравнении с ровесниками с низким уровнем невротизации по фактору «Внутренняя неустроенность» и шкалам: «Внутренняя конфликтность», «Самообвинение».
В два раза превышают исследуемые с высокой невротизацией сверстников по шкале «Самообвинение», что свидетельствует о самообвинении, готовности поставить себе в вину свои неудачи, собственные недостатки. Значение шкалы «Внутренний конфликт» характеризуется конфликтностью, связанной с недостатком самоуважения (недооценкой своих возможностей, компетентности, знаний и способностей), а значение шкалы «Самообвинение» является индикатором отсутствия симпатии, что сопровождается негативными эмоциями в свой адрес.
По фактору «Аутосимпатия» наблюдается ряд отличий, однако статистически значимых различий не обнаружено. У исследуемых с высоким уровнем невротизации чаще всего страдает чувство самопривязанности. Как компенсационный механизм, у таких девушек и парней возникает убеждение и надежда, что другие должны их принять такими, какие они есть. По фактору «Самоуважение» также не обнаружено статистически значимых различий, однако стоит заметить, что юноши и девушки с высоким уровнем невротизации большее значение придают «Зеркальному Я», которое указывает на надежду, на их справедливое оценивание по результатам добросовестной работы, или порядочного отношения к другим.
Таким образом, в юношеском возрасте продолжается переживание кризиса идентичности, который усиливает чувство собственной растерянности и дезориентированности. При выраженном уровне невротизации молодой человек прибегает к сравнению себя с другими, переживает одиночество и отверженность, что создает дисгармонию с его «Я».
Влияние изменения циркадных ритмов на организм ученической и студенческой молодежи в условиях перехода на «летнее» и «зимнее время»
Проблема исследования циркадных (суточных) ритмов у различных категорий людей связанных с переводом стрелки биологических часов на один час вперед (переход на «летнее время») и, соответственно, на такое же время назад (переход на «зимнее время») не нова. Такой переход, в основе которого лежит перестройка биологических ритмов по типу развития общего адаптационного синдрома или стресс-реакции по Г. Селье (в частности одного из его компонентов – стадии «тревоги»), сопровождается определенными изменениями в регуляции вегетативных функций организма, физической трудоспособности, самочувствии и тому подобное.
Цель исследования - изучить закономерности изменения циркадных ритмов у юных спортсменов 13-16 лет, тренированных и нетренированных студентов 18-19 лет, в связи с переходом на «летнее» и «зимнее время».
Исследования проводились на базах высшего училища физической культуры и педагогического университета. Под наблюдением находились три группы обследуемых: две экспериментальные (первая группа - юные спортсмены, занимавшиеся следующими видами спорта: легкой атлетикой, плаванием, боксом, вольной борьбой, велосипедным и лыжным спортом; вторая - студенты 1-го и 2-го курсов факультета физического воспитания и спорта педагогического университета, среди которых были футболисты, пловцы, борцы, легкоатлеты и лыжники), одна контрольная. Последнюю составили взрослые люди в возрасте от 30 до 65 лет - сторонники здорового образа жизни.
Обследования проводились в течение двух лет в два этапа. Первый этап - последний рабочий день недели (пятница), то есть за один день до перевода стрелки часов на «летнее время», второй - первый рабочий день недели (понедельник) после перевода стрелки часов на один час вперед
При переходе на «зимнее время», обследования проводились также в течение трех лет.
Исследование функционального состояния обследуемых осуществлялось по оценкам пробы Руфье, кистевой динамометрии и пробы с задержкой дыхания на выдохе (по методу К. П. Бутейко).
Анализ проведенных исследований показал, что перевод стрелки часов на один час «назад» или «вперед» по-разному отображается на характере изменений показателей, характеризующих функциональное состояние организма обследуемых с различными хронотипами.
Так, ухудшение функционального состояния и самочувствия под влиянием изменения циркадного ритма в связи с переходом на «летнее время» в большинстве случаев имело место среди представителей двух экспериментальных групп, которые по хронотипу относились к «совам». Аналогично, в условиях перехода на «зимнее время», ухудшение указанных признаков организма по большинству случаев наблюдалось у тех индивидов, которые по хронотипу относились к «жаворонкам».
Сторонники здорового образа жизни, которые гармонично сочетают свою профессиональную работу с оздоровительными тренировками и закаливанием, имеют высокие адаптационные возможности организма и, как результат, легче переходят как на «летнее», так и на «зимнее время».
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)