Насущные проблемы институализации социальной работы как учебной дисциплины и сферы деятельности
Одним из неурегулированных вопросов внедрения социальной работы до недавнего времени оставался ее статус. Долго шли дискуссии, к какой отрасли знаний она принадлежит: социальной педагогике, психологии или является самостоятельной. Некоторое время ее считали отраслью социальной педагогики, затем одним из видов прикладной психологии. Однако односторонность такого подхода становилась все более очевидной. Актуальными являются разработка проблем теории и практики социального обеспечения, дальнейшее его правовое обоснование, методическое, организационное, кадровое, ресурсное подкрепление. Требует осмысления и современного толкования прежде всего содержание первичного термина.
Для их качественной (разно-уровневой, многопрофильной, специализированной) подготовки нужно внести конкретные изменения в классификатор видов экономической деятельности, профессиональных стандартов, штатных расписаний, других нормативных документов.
Наконец, нужен рамочный закон «О социальной работе». Существующих частичных (по молодежи, социальным услугам, ритуальному делу и др.) явно недостаточно для реализации внутренней политики, решения социальных проблем, подготовки современных кадров. То же самое касается законопроекта, который не только регулировал бы (собственно контролировал) благотворительность, а главное - стимулировал его; правового механизма социального заказа, инклюзивного обучения (реализации права на образование детей с особыми потребностями в общей и высшей школе), преодоление социального сиротства, и, конечно, профессионального статуса социальных работников.
Формирование системы социального образования требует, конечно, научно-методического, кадрового, информационного обеспечения. Имеется в виду комплекс стабильных учебников и пособий для различных школ, включая энциклопедию, словарь, хрестоматии, создание диссертационного совета по защите диссертаций, регулярное издание журнала и другие неотложные вопросы.
На время внедрения во всех общеобразовательных школах и вузах специального предмета, спецкурса, он должен предусмотреть практическое ознакомление молодых граждан страны с такими, нужными им в будущей самостоятельной жизни вопросами, как:
- социальные права граждан (международные акты, Конституция, законы о труде, образование, социальное обеспечение, пути и механизмы их реализации);
- государственная система социального обеспечения (история формирования в России, состояние, перспективы развития);
- пенсионное обеспечение (возраст, формы страхования, условия, размеры будущих пенсий);
- социальные пособия (стипендии, кредиты и т.д., когда, кому, кем и как предоставляются);
- материально-техническая и финансовая системы социального обеспечения (как формируются госбюджет и социальные фонды);
- организационная структура этой системы (куда обращаться по поводу трудоустройства, получения помощи и других проблем, порядок и оформления обращений, обжалование и т.д.);
- социальные обязанности гражданина России.
В сфере социального обеспечения работают сотни тысяч людей. В последние годы такие должности повсеместно вводятся в штаты сельсоветов, а близок час, когда они будут в каждом многочисленном трудовом коллективе, начиная с больниц и учебно-воспитательных заведений, где сейчас нелегкую миссию выполняют практические психологи. Но это - узкий подход. Абсолютное большинство работников социальных служб не имеет профессиональной подготовки (юридической, социологической, психолого-педагогической, медицинской). Поэтому нужны, с одной стороны, их переквалификация, а с другой - современная дифференцированная система подготовки и повышения квалификации, интеграции, повышения статуса (отнесение всех к государственным служащим), достойное оценка их нелегкого труда. Потому что он является своеобразным синтезом юридической, педагогической, лечебной, профилактической, пенитенциарной (исправительно-трудовой), реабилитационной и многих других видов деятельности среди людей и для людей, которые находятся, как правило, в критической ситуации. Нужна и дальнейшая специализация социальных работников, и ее соответствующее нормативно-правовое обеспечение. Кроме менеджеров социального дела, большая потребность уже существует и в дальнейшем будет расти в специалистах социально-правовой защиты, по страхованию, реабилитации, социальной информатики, управления, работы в общинах и фирмах, со специфическими группами клиентов (в частности, в пенитенциарных учреждениях) с несовершеннолетними правонарушителями, беженцами, мигрантами, ВИЧ-инфицированными и др. Социальное обеспечение, как и любое новое дело, новая профессия, натолкнулось на определенные трудности в своем утверждении и становлении. Даже то, что на Западе давно доказало свою эффективность, у нас встречало непонимание, а иногда и противодействие. Их приходится преодолевать аргументировано, тактично.
Подытоживая, можно сделать вывод, что становление современной системы социального обеспечения, укрепления ее правовой, учебно-методической и организационной базы - неотложное государственное дело. Его реализация будет способствовать совершенствованию в соответствии с требованиями времени отечественного законодательства, повышению стабильности общества, ослаблению в нем политического напряжения, увеличению и рациональному использованию материально-финансовых ресурсов, оздоровлению морального самочувствия большинства населения, предотвращению негативных тенденций в демографическом развитии, выполнению многих других задач, связанных с преодолением кризисных явлений.
Роль механизмов самосознания в обеспечении психологической готовности старшеклассников к овладению иностранными языками
Процесс самосознания участвует во всех проявлениях человека в окружающем мире, в частности в прогнозировании эффективности последствий своих действий, в выборе адекватных способов поведения, в определении ожидаемых отношений к себе окружающих. Поскольку природа самопознания не ограничивается внутренним пространством личности, а по мотивам связывается с реальной жизнедеятельностью субъекта, осознание себя характеризуется способностью самостоятельно ставить перед собой цели деятельности и реализовывать их.
К началу 50-х гг. психологи и педагоги были сосредоточены на выявлении интеллектуальных предпосылок обучения и практически не занимались систематическим изучением других факторов, обусловливающих успешность учебной деятельности. На сегодняшний день количество работ, посвященных влиянию на процесс обучения личностных факторов, постепенно растет. Их характеристика особенно важна для исследования психологической готовности учащихся старших классов к овладению иностранными языками в рамках компетентностного подхода, поскольку оценка себя как компетентного ученика обеспечивает его уверенность в своих силах и может иметь заметное влияние на успешность в обучении. Исходя из этого, нас больше интересует существование эмоционально-оценивающих аспектов самосознания, которые выражают выражаются в способностях ученика к самооценке по отношению к себе.
Существует достаточно большое количество работ, исследующих связь аффективного компонента самосознания учащихся и производительности их обучения в школе. Доказано, что подобная связь носит характер взаимовлияния. Л. В. Бороздина так описывает эту закономерность: «успехи в обучении способствуют росту самооценки, а она в свою очередь влияет на уровень учебных успехов через механизмы ожиданий, притязаний, стандартов, мотивации и уверенности в своих силах». В итоге получается своеобразный замкнутый круг, если хотя бы один из компонентов является отрицательным, то это приводит к неизбежному негативному развитию другого.
Однако наиболее важным выводом для исследования психологической готовности старшеклассников к овладению иностранными языками является вывод о том, что оценка собственной эффективности находит отражение не только в поведении, но и влияет на мышление и эмоции индивида. Ученики, которые высоко оценивают свою эффективность, прилагают больше усилий для лучшего овладения иностранными языками по сравнению с теми, кто сомневается в своих силах.
Возраст имеет особое значение для формирования самоотношения как элемента самосознания личности. В начале юношеского возраста самоотношение становится более общим, самооценки смещаются извне внутрь, что обеспечивает рост автономности самоотношения от ситуативных воздействий.
Переход на внутренние критерии самооценки еще раз подчеркивает необходимость исследования аффективных механизмов самосознания как внутреннего регулятора учебной деятельности старшеклассников, которые значительно влияют на ее успешность, что особенно важно в связи с актуальной проблемой психологической готовности старшеклассников к овладению иностранными языками.
Итак, механизмы самосознания выступают одной из важнейших личностных детерминант, обусловливающих активность и самостоятельность учеников старших классов, их уверенность в своих силах и, следовательно, могут оцениваться как факторы, обусловливающие психологическую
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)