Социальная адаптация молодежи с особыми потребностями к семейной жизни
В наше время актуальным является вопрос по поводу нестабильности брака и семьи. Одна из причин, из-за чего распадаются молодые пары – это низкий уровень адаптации к семейной жизни. Адаптационный период, пора приспособления друг к другу - обязательный этап становления семьи.
Социальные проблемы присущи разным категориям населения. Последнее время все большее внимание уделяется гендерному аспекту, а также молодым семьям, где один или оба члена супружеской пары имеют определенные функциональные ограничения. Оба аспекта в литературе еще недостаточно освещены. Женщины - особая социально-демографическая группа. Социальная работа с женщинами является важным направлением социальной работы, специфика и особенности которого определяются традиционной ролью женщины-матери, женщины-берегини, активной участницы общественной жизни. В течение всей своей жизни женщины сталкиваются с различными проблемами, такими как: выбор профессии, поиск места работы, выбор потенциального партнера, создание семьи, рождение детей, выбор между работой и семьей и другие.
Итак, работающая женщина - личность полифункциональная. При этом, наиболее ответственная функция, несомненно, является воспитание ребенка. Это в процессе филогенеза закрепилось в генотипе и проявляется на фенотипическом уровне человека целым рядом половых различий, которые объясняются именно ролью женщины в воспитании ребенка.
Бесспорно, что одной из главных проблем женщин является создание семьи.
Создание семьи начинается с выработки общего стиля жизни, с взаимного приспособления супругов, со сближения вкусов и т. п. Данный период, который занимает до пяти лет (с момента заключения брака до периода для полного осознания правил функционирования партнера по браку), получил в социальной психологии название периода первичной адаптации.
Учреждения социального воспитания сквозь призму времени
Изменение социально-экономических условий жизни общества сказалось на функционировании семьи как воспитательном институте, в результате чего возникли новые проблемы, связанные с потерей общечеловеческих ценностей как семья, род, отцовство, материнство, что привело к росту количества детей-сирот.
Система государственной опеки над детьми-сиротами в России существует много лет и построена таким образом, чтобы ребенок был под присмотром государственных учреждений, начиная с рождения и до возраста наступления совершеннолетия. Воспитание таких детей в условиях учреждений закрытого типа приводит к отчуждению от реальных жизненных проблем, отсутствие с детства адекватных образцов социально-ролевого поведения негативно сказывается на характере, становлении идентичности детей, усвоении ими ролей и обязанностей мужчин и женщин в семье и обществе, ограничению пространства общения - к формированию специфических черт личности, которые затрудняют социальную реабилитацию детей-сирот к взрослой жизни в открытом социуме.
За годы трансформации общества возникли существенные проблемы с последующим устройством детей-сирот, практически разрушена система устройства такого ребенка после обучения, обеспечения жилищем, трудоустройством.
Поэтому, особое значение приобретает глубокое осмысление и творческое использование приобретенного отечественного исторического опыта, теории и практики решения целого комплекса сложных проблем воспитанников детских домов. В связи с этим особый интерес представляют специфические особенности течения событий после Первой мировой и гражданской войн.
В начале 1920-х лет в России насчитывалось несколько миллионов бездомных детей-сирот. В связи с этим на народный комиссариат просвещения была возложена миссия заботы о судьбе таких детей. Для беспризорных детей создана целая сеть учреждений социального воспитания: детские ясли, сады, детские дома, интернаты.
Современные проблемы социальной работы с мигрантами и беженцами
Миграционные процессы в современном мире значительно влияют на хозяйственную жизнь, размещение, численность и состояние человеческих ресурсов разных территорий планеты. Именно миграция во многом определяет экономическое и социальное положение многих обществ.
Решать социальные проблемы мигрантов достаточно сложно, а для России тем более, потому что это требует значительных материальных, финансовых ресурсов на обустройство мигрантов. Нормативно-правовая база полностью не сформирована и находится в состоянии развития. Нужно также содержать значительную социальную службу, которая будет заниматься решением обустройства мигрантов.
Мигранты и беженцы - это люди с особыми потребностями, но эти потребности носят личностный характер, а именно: не знание языка, отсутствие документов и условий проживания, социальных и юридических прав, квалифицированной медицинской помощи.
Чаще данная категория лиц, проживает в тяжелых условиях и имеет множество болезней, носящих хронический характер, приобретенные травмы. Люди, которые проживают в экстремальных условиях часто получают инвалидность. Поэтому полученный статус «человек с особыми потребностями» только обостряет проблему предоставления социальной помощи, социального обслуживания.
Учреждения социального обслуживания населения принимают значительное участие в обустройстве и адаптации беженцев и вынужденных переселенцев, прежде всего, способствуя им в получении всех видов помощи и льгот, предоставленных им действующим законодательством (это нелегкая работа, в силу ряда обстоятельств, нередко утраты документов и т.д.). Кроме того, данные учреждения занимаются обустройством детей-беженцев и вынужденных переселенцев в учебные заведения по месту жительства (а при необходимости в реабилитационные учреждения) и психологической реабилитацией самих мигрантов.
Технология социальной работы с мигрантами принесет положительные результаты при наличии четкой и продуманной политики, программы и механизмов по прогнозированию миграционных процессов и конкретных миграционных потоков, региональных миграционных программ, содействие мигрантам и беженцам для адаптации к новым местам поселения. Решение подобных проблем возможно при условии совместной работы Министерства внутренних дел России и органов самоуправления на местах, выделение для мигрантов квот и определенных территорий для поселения.
Одной из важных задач является социальная защита, помощь мигрантам и беженцам и поддержка их правительственными и неправительственными организациями.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)