Социально-психологические основы интеграции молодежи с ограниченными функциональными возможностями в общество
Выяснение влияния социально-психологических условий современного общества на интеграцию в него молодежи с функциональными ограничениями предполагает выявление основных проблем этой интеграции, установки наиболее подходящих методов воспитания, обучения и профессиональной подготовки лиц с функциональными ограничениями, проведение исследования готовности общества к восприятию и внедрению в жизнь социальной модели поддержки молодых инвалидов.
Практическое исследование проводилось с целью определения отношения основных участников образовательного процесса к инклюзивной форме обучения и выяснения препятствий инклюзивным образовательным практикам, существующих в современной системе образования России. Форма и основное содержание анкет заимствованы из проекта «Права детей с особыми потребностями на равный доступ к качественному образованию» Международного фонда «Возрождение».
Опрос проводился на базе Межрегионального центра социально-трудовой, профессиональной и медицинской реабилитации инвалидов и среди педагогического состава и родителей учащихся общеобразовательной школы, в составе которой существовали отдельные и инклюзивные классы для детей с недостатками зрения.
Качественный анализ полученных результатов показывает, что все респонденты понимают преимущества инклюзивного обучения, признают его возможные недостатки и трудности внедрения в практику общеобразовательных учебных заведений. Самым большим препятствием к внедрению инклюзивного образования определено сопротивление родителей здоровых детей (86,8%), что говорит о неготовности общества к кардинальным изменениям в понимании понятия инвалидности.
В связи с этим изменение отношения общества к инвалидам необходимо начать с социальной рекламы, задачей которой будет переориентация общественного мнения от ограниченных принципов материальной помощи инвалидам или их социального обеспечения на принципы равноправного сосуществования с ними. На этом же этапе необходима организация специальных образовательных программ для родителей детей с ограниченными функциональными возможностями, где они смогут ознакомиться с практическими методами обучения и воспитания своих детей. Следующим шагом должно стать внедрение в образовательные программы основ обращения и коммуникации с лицами, имеющими функциональные ограничения. Основным шагом, который откроет реальные возможности интеграции молодежи с инвалидностью в образовательную среду, станет подготовка педагогов и воспитателей к работе в условиях инклюзии, учет особенностей детей и молодежи с функциональными ограничениями в учебных программах образовательных учреждений и адаптация среды жизнедеятельности к специфическим потребностям различных групп лиц с ограниченными возможностями.
Рассмотренный подход к решению проблем интеграции отличается от преобладающих в настоящее время публикаций, где основной акцент ставится на социальную активность людей с особыми потребностями, направленную на самоутверждение и улучшение условий существования, а потому имеет право на дальнейшее изучение и развитие, в частности с целью выявления и оценки других возможных подходов к интеграции молодежи с ограниченными функциональными возможностями в современное общество.
Проблемы алкоголизма в обществе
Проблема алкоголизма является одной из острейших социальных проблем России. В течение нескольких последних десятилетий наблюдается четкая тенденция к ее росту.
Хотя стойкое привыкание к алкоголю у людей, которые употребляют его регулярно и много, не очень высокое (5% - по данным ВОЗ, против почти 100% - к наркотикам и 85% - никотину), и в мире, и в нашей стране наблюдается значительное увеличение алкоголиков. Это связано с тем, что в странах с разной культурой употребление алкогольных напитков сопровождает человека практически всю сознательную его жизнь и поэтому число тех, кто употребляет - слишком высокое, чему способствует еще и активная реклама, молодеет и возраст первого употребления алкогольных напитков, и средний возраст хронических алкоголиков, растет опасность пивного алкоголизма, который особенно быстро распространяется в юношеской и молодежной среде. Также растет женский алкоголизм, возник как явление детский (подростковый) алкоголизм.
Алкоголизм наносит огромный вред физическому, психическому здоровью населения, очень опасно негативным социальным явлением.
Если сравнивать ситуацию в России с мировыми реалиями, становится очевидным, что в российских наркологических учреждениях царит традиционный биомедицинский подход к лечению алкоголизма. Вместе с тем, в России развиваются новейшие подходы к профилактике употребления алкоголя, профилактика возврата выздоровевших от алкогольной зависимости.
Основными моментами профилактики являются:
- деятельность государства, общества, их институтов, направленных на разрешение противоречий в области экономики, социальной жизни, в морально-духовной сфере и др., которые приводят к алкогольной зависимости;
- предупреждение употребления спиртных напитков подростками и молодежью путем устранения или нейтрализации негативных факторов, связанных с конкретными причинами алкогольной зависимости (например, рекламой алкоголя, негативным влиянием родительского алкоголизма и т.п.);
- обучение человека навыкам, которые помогут ему достичь поставленных целей и сохранить здоровье.
Профилактика позволяет сохранить общество и личность от затрат и серьезных усилий по преодолению устойчивых негативных явлений и процессов, ведь легче предупредить и предотвратить дальнейшее их развитие, чем потом преодолевать эти явления и процессы.
Современные профилактические программы в медико-социальной работе с алкогольной зависимостью предусматривают первичную профилактику, направленную на предотвращение употребления алкоголя. То есть, это работа с теми, кто еще не знаком со спиртными напитками, своего рода «вакцинация» возникновения проблемы. Такие программы главным образом ориентированы на детей и подростков индивидуально, а также на группы риска. Такими считают тех, у кого риск возникновения проблем больше, чем у других. В группу риска подростков относят того, у кого оказывается одна или несколько следующих особенностей: патология беременности, осложненные роды, тяжелые или хронические болезни младенчества, сотрясение головного мозга, воспитание в неполной семье, постоянная занятость одного из родителей, алкоголизм или наркомания у кого-то из членов семьи и т.д.
Идеи профилактики являются гуманными. Профилактика алкогольной зависимости должна базироваться не на запретах и борьбе с негативным, а на содействии роста возможностей личности решать сложные жизненные ситуации и делать здоровый жизненный выбор.
Необходимо объединение усилий профессионалов и тех, кто преодолел алкогольную зависимость, создание современных заведений, системы Мониторинга качества услуг.
Мотивация как фактор формирования профессиональных ожиданий будущих специалистов
Проблема профессионального становления одна из важнейших в жизни человека. Профессия дает возможность человеку актуализировать свои способности, само-реализоваться и часто становится основой построения отношений с людьми.
Содержательной характеристикой профессиональной перспективы молодого человека становятся ожидания от выбранной профессии. Именно через профессиональное ожидание формируется тот уровень представлений о будущей профессии, будущих карьерных достижениях, и пребывание в социуме, которого человек стремится достичь в своей жизни.
Исследование понятия «ожиданий» как составляющей мотивации рассматривает зависимость поведения личности от следующих обстоятельств: что личность предпочитает, что и сколько она бы хотела получить от своих усилий, на что она способна ради этого.
Экспериментальное исследование основных мотивов выбора профессии будущих специалистов необходимо для выяснения имеющегося состояния их профессиональных ожиданий.
Для исследования и детального анализа современного состояния профессиональных ожиданий будущих специалистов была разработана анкета, вопросы которой позволяют определить осознание личностью основных мотивов выбора будущей профессии и соответствующие представления, и ожидания относительно карьерной перспективы в выбранной сфере деятельности, которые сопровождают их. Анкета состоит из 17 закрытых вопросов, предусматривающих готовые ответы и возможность одного свободного ответа студента.
Результаты исследования предоставили возможность определить процентное соотношение основных мотивов выбора профессии будущих социальных работников и высокий показатель, который принадлежит мотиву прибыльности (41,5%), что объясняется их ожиданием высокого заработка в будущем. Кроме этого, большое значение для будущих социальных работников имеет престижность будущей профессии (24%). Итак, руководствуясь данной мотивацией, будущий специалист будет ожидать обязательного удовлетворения данной потребности. Показатель мотива перспективности (18%) свидетельствует о наличии будущих специалистов по ожиданиям карьерной перспективы, что важно для человека, желающего профессионального роста в будущем. Показатель мотива творчества (10%) свидетельствует о небольшом количестве студентов, которые считают будущую профессию социального работника творческой, что и нашло отражение в их ожиданиях. Показатель мотива, связанного с предложениями родителей (7,5%) свидетельствует о наличии студентов, выбравших будущую профессию по совету родителей. Это дает основание утверждать, что содержание их ожиданий не является конкретизированным по своей сути и общие представления о будущей деятельности могут быть несколько искаженными или вообще отсутствовать. В будущем такое положение представлений и ожиданий, к сожалению, может привести к разочарованиям и полной демотивации будущих специалистов к учебной удачности и будущей профессиональной деятельности. Основная причина разочарований заключается в отсутствие качественной информации об избираемой будущей профессиональной деятельности и не учет собственной профпригодности к специфике будущей деятельности.
Опираясь на вышесказанное, необходимо отметить важность критического самоанализа будущими специалистами собственных мотивов выбора профессии, играющих не последнюю роль в формировании профессиональных ожиданий.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)