Модель психологической готовности к профессиональной деятельности студентов с инвалидностью
Анализ исследований проблемы готовности к профессиональной деятельности студентов с инвалидностью свидетельствует о том, что данная проблема не получила должного внимания в психологических исследованиях. Только некоторые ее аспекты косвенно рассматривались под углом зрения адаптации студентов к обучению, особенностей трудовой деятельности инвалидов и тому подобное.
Рассмотрение особенностей развития и формирования готовности будущего специалиста к профессиональной деятельности является чрезвычайно актуальной проблемой, поскольку в период профессиональной подготовки за усваиваются основные ценностные представления, характеризующие профессиональное сообщество, знания, умения, навыки, важные для будущей профессиональной деятельности и для успешного профессионального старта. В период обучения в вузе у человека формируются и развиваются профессионально важные качества личности, начинает формироваться профессиональное самосознание, что достаточно часто проявляется и в успешности учебной деятельности. Психологическая готовность - это решающее условие быстрой адаптации к условиям труда и дальнейшего усовершенствования квалификации будущего специалиста. По своей сути готовность - это сочетание устойчивых и ситуативных установок на активные и целенаправленные действия (как во время обучения, так и на старте профессиональной карьеры).
В значительной степени состояние психической готовности обусловлено устойчивыми психологическими особенностями, присущими конкретному человеку. На состояние психологической готовности влияют и те конкретные условия, в которых происходит деятельность. Следует отметить, что к внутренним и внешним условиям, обусловливающим психологическую готовность, наряду со сложностью задач деятельности, ее новизной, примером окружающих, особенностями стимулирования действий и результатов, необходимо отнести самооценку собственной подготовленности, нервно-психическое состояние, состояние физического и психического здоровья. В связи с этим, очевидно, что процессуально-динамические характеристики психологической готовности к профессиональной деятельности студентов с инвалидностью будут иметь определенные специфические особенности.
Теоретический анализ феномена готовности свидетельствует о том, что это явление является многоуровневой системой психических особенностей человека, которые выступают субъективными условиями его успешной профессиональной деятельности, имеет сложную вертикально-горизонтальную структуру.
Содержание психологической готовности к профессиональной деятельности составляют интегральные характеристики личности, включающие в себя интеллектуальные, эмоциональные, волевые свойства, профессионально-моральные убеждения, потребности, привычки, способности, знания, навыки, умения.
При рассмотрении содержания и структуры психологической готовности к профессиональной деятельности не следует лишать внимания роль учебного заведения, как одного из институтов непосредственного формирования готовности. Обращаясь к тезису Е. А. Климова о том, что готовность является составной профессионализма, становится понятно, что профессиональная пригодность к какой-либо профессии может быть полностью сформирована только в деятельности, а профессиональная деятельность для человека, который еще не работает - это деятельность будущего.
Исходя из позиций методологии системного подхода в исследовании формирования психологической готовности к профессиональной деятельности студентов с инвалидностью рассматриваем ее как структурное личностное создание, что является обязательным условием целенаправленной деятельности и обеспечивает эффективное включение и успешное выполнение деятельности.
Учитывая, что личность студента, развитие которого осложнено соматической болезнью, не менее развитая чем другие, а по-другому развита, предлагаем в структуре психологической готовности к профессиональной деятельности студентов с соматическими нарушениями выделять следующие основные компоненты:
- Мотивационный компонент: совокупность мотивов и интересов, адекватных целям, задачам профессиональной деятельности и жизненному сценарию (спроектированному будущему).
- Личностный компонент: совокупность отношений личности к себе (самопринятие, стили компенсации дефекта, механизмы самозащиты, самоценность, самоуважение), соответствующее настроение, что обеспечивает профессиональную деятельность.
- Эмоционально-волевой компонент: совокупность эмоций и переживаний, составляющих систему регуляции активности личности в профессиональной деятельности.
- Операционный компонент: совокупность необходимых умений и навыков, обеспечивающих регуляцию профессиональной деятельности.
Основной акцент в данной модели связан со спецификой самоотношения, самовосприятия, оценки своих возможностей, жизненных притязаний человека с проблемами здоровья.
Итак, состояние психологической готовности к профессиональной деятельности студентов - будущих специалистов - имеет сложную динамическую структуру, которая является выражением совокупности интеллектуальных, эмоциональных, мотивационных и волевых качеств их психического склада и соответствует внешним условиям и задачам.
Осознание сегодняшней сложности образовательного процесса, важности его построения на гуманистических задачах, которые предусматривают ориентацию на актуализацию возможностей личности, учебные заведения должны способствовать формированию личности, способной к саморазвитию, сознательной профессиональной самореализации, свободному вхождению в новый трудовой этап жизни, что требует перестройки содержания обучения и воспитательного процесса, в том числе и в вопросах формирования у студентов готовности к профессиональной деятельности.
Влияние семейного взаимодействия на психологическое здоровье ребенка
Общепризнанным является тот факт, что семья, семейное воспитание это одна из важнейших детерминант становления и развития личности. По мнению многих психологов, любые психологические (а в некоторых случаях и психиатрические или психосоматические) проблемы ребенка являются следствием нарушений семейного взаимодействия. Ведь определяющую роль в возникновении трудностей формирования личности в детском возрасте играет психическая травма, которая обусловлена нарушением семейных отношений и неправильным воспитанием.
Причины сложных взаимоотношений между родителями и детьми, кроются в неспособности родителей выполнять свои обязанности. Современные родители, это касается как полных, так и неполных семей, по инерции продолжают жить своими проблемами, не задумываясь о жизни своих детей. Дж. Пирс вообще считает современных родителей «разделенными». Поскольку они вроде бы живут вместе, но у каждого из членов семьи своя жизнь и собственные проблемы.
Частые конфликты между родителями ведут к тому, что ребенок начинает перенимать невротическое поведение родителей. Для ребенка признание правоты одного из родителей, автоматически означает осуждения другого. М. Люшер утверждает, что ребенок «учится неврозу», поскольку не имеет возможности сравнить поведение родителей с поведением других взрослых и определить для себя «правильное», а потому и усваивает его - неправильное, невротическое - как естественное. Став в свою очередь одним из родителей, он подсознательно будет реализовывать заложенные в детстве представления в собственной семье.
Не менее важным должно быть у родителей чувство меры. Излишек неоправданного внимания родителей часто порождает в ребенке неуверенность в собственных силах, различные комплексы, которые могут привести к возникновению невроза.
Когда эмоциональные отношения в семье нарушены, наблюдаются две родительские стратегии в воспитании детей: полное слияние с ребенком, в результате последний вырастает зависимым, безынициативным, с недоразвитой волей, пассивным, или же наоборот - равнодушие или даже агрессия по отношению к ребенку. В этом случае ребенок с ранних лет «принадлежит» сам себе, но потребность в любви и принятии, которую он не удовлетворяет в семье, толкает его к сомнительным компаниям, в компьютерные клубы и тому подобное. Довольно часто в таких семьях встречается физическое и психологическое насилие по отношению к ребенку, которое деструктивно влияет на его развитие.
На ребенка оказывает нервное влияние и противоречивость отношения родителей к нему. Следствием семейных конфликтов является ситуация, когда перед ребенком предъявляются повышенные требования именно со стороны матери. И это, по мнению Н. Уайзман, может быть компенсацией неудовлетворенности требований женщины к мужчине.
В результате возникают два варианта решения ребенком этой проблемы: или он приспосабливается к непомерным требованиям взрослых, или начинает сопротивляться, что провоцирует большое количество конфликтов с родителями.
Несколько рекомендаций родителям, с целью преодоления проблем воспитательного характера:
Прежде всего необходимо понять родителям, что причиной нервных заболеваний детей являются ошибки в их воспитании (недостаток любви, заботы, непоследовательность в воспитании, семейные конфликты и т.п.), а не возрастные особенности детской психики. Для гармоничного развития ребенка и для его психического здоровья родителям прежде всего нужно решить свои собственные проблемы и проблемы взаимоотношений в семье.
Обязательным в воспитании есть исключения переносов межличностных конфликтов на взаимоотношения с ребенком. Недопустимо использование авторитарного стиля воспитания, самоутверждения через возможность управлять поведением ребенка, ограничение способа его включения в жизнь семьи, гиперопека и, наоборот, гиперпротекция (недостаточность опеки и контроля), эмоциональное отчуждение, неприятие ребенка, навязывание гиперсоциального типа поведения, эгоцентрическое воспитание. Очень важно самокритичное признание взрослыми недостатков в воспитании: перестройка своих отношений с ребенком благодаря гибкости и непосредственному общению с ним.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)