Современное состояние работы с детьми с особыми потребностями в условиях санаторно-курортных заведений
Одним из важнейших факторов прогрессивного развития общества является гуманное, милосердное и бережное отношение к детям и молодежи, которые лишены возможности вести полноценную жизнь вследствие недостатков физического и психического развития.
Поэтому перед государством особенно остро стоит вопрос об обеспечении равных прав и возможностей детей и молодежи с особыми потребностями в новой социальной ситуации, условий для их успешной интеграции в общество. Учитывая это, особое значение приобретает социально-педагогическая работа с детьми указанной категории, что требует научной разработки ее теоретических основ, новых форм и методов, определения особенностей социально-педагогического влияния, изучения опыта работы социальных педагогов.
В настоящее время, в монографиях, диссертациях и других научных работах освещены теоретические концепции, классификации, выделены основные группы детей, которые нуждаются в создании особых условий в процессе их реабилитации и социальной адаптации, содержание и особенности обучения, подготовка к жизни детей с ограниченными возможностями
Особенности организации учебно-воспитательного и лечебного процессов в общеобразовательных санаторных школах-интернатах для детей с различными заболеваниями раскрыто в трудах многих авторов. Однако отсутствуют научные работы, в которых отражены особенности коррекционной, реабилитационной, профилактической работы с детьми с ограниченными возможностями в санаторно-курортных заведениях. Это, в свою очередь, обусловливает необходимость более детального исследования указанных направлений деятельности с детьми-инвалидами, а также подготовки специалистов к работе с данной категорией детей.
Значительное количество детей с особыми потребностями в силу своих проблем со здоровьем и прохождением курса реабилитации находится в детских и клинических специализированных санаториях и в учебно-реабилитационных центрах. В то же время, эта категория детей имеет возможность не только оздоравливаться, но и учиться в школах при этих заведениях, школьных классах в клинических санаториях, санаторных школах.
Поскольку дети с особыми потребностями значительное время проводят в санаторно-курортных и реабилитационных учреждениях, возникает необходимость в организации процесса адаптации к новому кругу сверстников, незнакомых работников заведения, новым условиям проживания и общения, отсутствию рядом близких людей, а также организации досуга и тому подобное.
Для обеспечения детей и молодежи с особыми потребностями условий для их успешной интеграции в общество, необходимо направить усилия на реабилитацию и создание условий для их обучения и всестороннего развития. При таких условиях необходимо целенаправленно готовить будущих социальных педагогов к работе с детьми-инвалидами именно в заведении определенного типа.
Система социального обеспечения ветеранов войны в России
В России проживают лица, принимавшие участие в защите Родины или в боевых действиях на территории других государств, которые относятся к ветеранам войны. Ветераны войны - важная социальная целевая группа клиентов социальной работы.
Социальная защита, социальная работа с ветеранами войны имеет в нашей стране глубокие культурно-исторические корни. В России всегда существовало, да и существует уважение к защитникам Родины, к ветеранам войн, внутренняя потребность воспринимать их проблемы и беды, пропускать их через свое сердце, приходить им на помощь. В то же время, уровень социальной защиты и социальной работы с ветеранами войны в еще достаточно далек от совершенства. Еще недостаточно разработаны вопросы психологического обслуживания этой целевой группы клиентов, упадок организации культурно-массовой работы, содержательного досуга, уровень социального обеспечения не соответствует европейским стандартам. В конце концов, большинство механизмов и мероприятий направлены на ветеранов Великой Отечественной войны, в то же время, проблемы «молодых» ветеранов (например, значительной части ветеранов афганской войны - только 40 - 50 лет) еще недостаточно изучены. Это замедляет развитие социальной защиты и социального обслуживания этой большой социальной группы.
Система социальной защиты - подсистема национальной экономики, то есть явления, процессы, виды деятельности и объекты, связанные с обеспечением жизнедеятельности общества, человека, удовлетворением их потребностей, интересов. Это система принципов, методов, законодательно установленных государством социальных гарантий, мероприятий и учреждений, которые обеспечивают оптимальные условия жизни, удовлетворение потребностей населения.
Инвалиды войны - это военнослужащие, партизаны, подпольщики, работники, ставшие инвалидами вследствие ранения, контузии, увечья, заболеваний, полученных (или связанных с) при защите Родины в период Великой Отечественной и гражданской войн, в период ведения боевых действий в мирное время на территории других государств. Участники войны - это военнослужащие, работники тыла и другие лица, которые не принимали непосредственного участия в боевых действиях. Особую группу ветеранов войны образуют участники боевых действий. Они нуждаются в качественной социальной работе, первостепенной социальной и психологической помощи.
Вопросы социальной защиты ветеранов войны урегулированы Законами России «О статусе ветеранов войны, гарантии их социальной защиты», «О пенсионном обеспечении» и «О пенсионном обеспечении военнослужащих, лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел».
Пенсионное обеспечение ветеранов войны имеет ряд особенностей. Работа на предприятиях и в военных частях в период Великой Отечественной войны засчитывается в двойном размере, а пребывание в концлагерях и гетто, период пребывания в других странах принудительно вывезенных - в тройном размере. Работа в Ленинграде в период блокады засчитывается в стаж в тройном размере, а время проживания - в двойном размере. Минимальный размер пенсии лицам, которые являются инвалидами войны, устанавливается в больших размерах. Предназначенные ветеранам войны пенсии повышаются.
Льготы ветеранам войны предоставляются с целью создания надлежащих условий для поддержания здоровья и активного долголетия ветеранов.
Основные направления социальной защиты граждан пожилого возраста
Сегодня в России существует система служб социальной защиты, в которых социальную помощь могут получить именно те слои населения, которые в ней нуждаются. Сейчас старики являются одной из категорий населения, которые больше всего нуждаются в помощи и поддержке.
Пожилые люди - категория весьма специфическая, ибо кроме проблем личного характера, на данном этапе жизни появляется очень влиятельный негативный фактор - хронические болезни, которые обостряются и приводят к инвалидности. Поэтому они нуждаются в повышенном внимании, с широкими знаниями в данной области.
Социальная защита представляет собой комплекс экономических, социальных, правовых гарантий для граждан пожилого возраста, основанные на принципах человеколюбия и милосердия со стороны государства. Среди других основных направлений социальной защиты граждан пожилого возраста, таких как пенсионное обеспечение и социальное страхование, важную роль выполняет социальная помощь.
Осуществление социальной помощи, на сегодняшний день, невозможно без предоставления клиентам определенных социальных услуг. Люди с особыми потребностями - это первоочередные потребители социальных услуг.
Несмотря на определенные сдвиги в развитии системы социальных служб в России, социальная работа пока не соответствует специфическим особенностям жизни всех уязвимых групп людей. Главными ее недостатками являются фрагментарность, ориентированность на стационарный уход, отсутствие комплексного удовлетворения потребностей конкретных групп клиентов. Требует она и надлежащего организационного, финансового и правового обеспечения.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)