Особенности интеграции студентов с нарушениями зрения в образовательную среду
На данный момент действует принцип безбарьерности и доступности для студентов с нарушениями зрения. Важной составляющей этой системы является специализированное техническое сопровождение, обеспечивающее поддержку в обучении студента с недостатками зрения в трех направлениях: аудиторное сопровождение, внеаудиторное сопровождение, индивидуальное сопровождение обучения. В университете создан и действует учебный ресурсно-консультационный центр для студентов с недостатками зрения, в котором предоставляется такая поддержка: академические услуги (обучение на компьютере), информационная поддержка (медиатека), психологическая поддержка (консультация психолога), помощь в преодолении трудностей, возникающих при обучении.
Инвалиды по зрению хотели бы иметь единомышленников в интегрированной образовательной среде, но считают, что зрячие не могут адекватно их понять или не хотят навязываться. Небольшое количество общих интересов, невозможность визуального контроля общения влечет за собой проблему осложненных межличностных отношений. Мысли незрячих совпадают в том, что зрячие студенты совсем не такие как они. Кроме того, существуют вторичные симптомы, вызванные нозологией: недостаточное развитие коммуникативных умений, аутичные тенденции, неадекватная самооценка.
Проблема отсутствия безбарьерной архитектурной среды доставляет трудности в передвижении студентов с нарушениями зрения без сопровождения.
Учитывая указанные проблемы студентов с нарушениями зрения, можно предложить такие пути их решения:
- подготовка интегрированной группы к началу нового учебного года;
- оптимистическое, дружеское, толерантное отношение к людям с особыми потребностями;
- подготовка к использованию адекватных механизмов психологической защиты.
Известно, что если человек теряет одно из ощущений, то срабатывает механизм компенсации. Нередко бывает так, что одно из ощущений становится очень активным и имеет сверхъестественные возможности.
Учитывая это, предлагаем привлекать специально разработанные тесты на выявления способностей, умений, талантов, одаренности и т.д. в сочетании с профориентационными методиками. Также целесообразно включить в образовательную программу специально разработанный курс тренингов знакомства и взаимодействия слепых со зрячими для преодоления барьеров общения и развития дружеских отношений. Можно также обратиться к использованию интерактивных домашних заданий, что поможет студентам активно взаимодействовать, даст больше возможностей для общения.
Целесообразно внести изменения и в развитие безбарьерности. Студенты с недостатками зрения могут не найти кабинет, столовую, туалет и тому подобное. Соответственно, предлагаем идею размещения специальных маркировок на стенах университета, которые бы указывали направление, этаж, расположение кабинета, туалета, столовой и т.д. Таким образом, студент с изъяном будет чувствовать себя более самостоятельным, не потребует сторонней помощи, чем будет преодолен страх незрячих по навязчивости и отягощению зрячих, исчезнет ощущение растерянности, зависимости и личной беспомощности.
Возможно также технически обеспечить студентов с нарушениями зрения диктофонами с целью записи лекционных и семинарских занятий, предоставлять информацию в электронном виде, например, в виде аудиокниг.
Итак, отметим наиболее эффективные пути решения описанной проблемы:
- Подготовка интегрированной группы к началу нового учебного года (оптимистическое, дружеское, отношение к людям с нарушениями зрения).
- Подготовка к использованию адекватных механизмов психологической защиты.
- Внедрение специально разработанных тестов при поступлении в вузы для указанной категории студентов, в частности тестов на выявление способностей, умений, талантов, одаренности в сочетании с профориентационными методиками.
- Внедрение специального тренинг-курса для интегрированной группы (с целью преодоления барьеров общения, развития дружеских отношений).
- Включение интерактивных домашних заданий (для достижения активного взаимодействия).
- Размещение специальных маркировок на стенах университета, которые бы указывали направление, этаж, расположение кабинета, туалета, столовой и т.д.
- Обеспечение студентов с нарушениями зрения диктофонами с целью записи лекционных и семинарских занятий.
- Разработка специальных аудиокниг для самостоятельной работы дома.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)