Общая характеристика жизненных перспектив людей с особыми потребностями
В течение последних десятилетий в мире произошли существенные изменения относительно отношений к людям с особыми потребностями. Основой этих изменений является признание равенства прав инвалидов на полноценную жизнь в обществе и создание государством реальных условий для реабилитации и социальной интеграции инвалидов.
Актуальность исследования социальных проблем людей с особыми потребностями объясняется также устойчивой динамикой повышения инвалидности среди детей и молодежи.
Структурным измерением жизненного пути является временная перспектива, которая определяет направленность человеческой жизни и наделяет признакам продолжительности жизненную перспективу. Составляющими жизненной перспективы выступают психологическое прошлое, настоящее и будущее, органическое единство которых составляет временную целостность. Жизненная перспектива является образом желаемого, осознаваемого как возможного будущего жизни в условиях достижения определенных целей. Жизненные перспективы включают совокупность обстоятельств и условий жизни человека, которые предоставляют возможности для оптимального жизненного продвижения. Становление жизненной перспективы характеризуется эмоционально окрашенным отношением личности к своему будущему. Кроме того, этот процесс тесно связан с уровнем развития когнитивных способностей индивида.
В целом, анализ жизненных перспектив и социальных проблем людей с особыми потребностями осуществляется в проблемном поле двух концепций:
- на основе социоцентристских теорий развития личности Маркса, Э. Дюркгейма, Г. Спенсера, Т. Парсонса рассматриваются социальные проблемы конкретного индивида средствами изучения общества в целом;
- на основе антропоцентристского подхода Ж. Пиаже, Г. Тарда, Хабермаса, Э. Эриксона, Л. Выготского раскрываются психологические аспекты повседневного межличностного взаимодействия.
Для ощущения проблемы жизненных перспектив инвалидов как социального феномена, где инвалидность рассматривается как «ненормальная норма» или «нормальное отклонение», важной остается проблема социальной нормы.
Законодательство России предусматривает довольно широкий спектр социальных услуг клиентам социальной работы, в частности, людям с ограниченной мобильностью как особенно незащищенной социальной группе.
На государственном уровне основными формами предоставления социальных услуг людям с ограниченной мобильностью является материальная помощь и социальное обслуживание. Для того, чтобы человек с ограниченной мобильностью чувствовал себя независимым, ему необходимо иметь профессию и работу. Сфера профессиональной реабилитации и трудоустройства людей с ограниченной мобильностью пока недостаточно развита в нашей стране. Государство предлагает людям с ограниченными возможностями предпочтительно рабочие профессии, не требующие глубоких знаний, предусматривают монотонную и низкооплачиваемую работу.
Итак, инвалидность определяется как ограничения в возможностях, обусловленные физическими, психологическими, сенсорными, социальными, культурными, законодательными барьерами, которые не дают возможности человеку, имеющему инвалидность, быть интегрированным в общество и принимать участие в жизни семьи или общества на таких же принципах, что и здоровый человек. Людям с функциональными ограничениями трудно интегрироваться в социум, реализовать свои жизненные перспективы и приспосабливаться к жизни потому, что современный свет не приспособлен к потребностям инвалидов.
Особенности социально-психологической дезадаптации детей с детским церебральным параличом
Вопрос социально-психологической адаптации детей с особыми потребностями к условиям жизни в обществе является одной из важнейших сторон общей интеграционной проблемы. За последние годы детский церебральный паралич стал одним из самых распространенных заболеваний центральной нервной системы в детском возрасте во всех странах мира. Это заболевание трудно инвалидизирует ребенка, вызывая тяжелые нарушения двигательных функций, а также отклонения в эмоционально-волевой сфере, поведении и интеллекте. Инвалидность у детей существенно ограничивает их жизнедеятельность и способствует социальной дезадаптации, которая обусловлена нарушением развития, трудностями в самообслуживания, передвижении, общении, обучении, а в будущем в приобретении профессиональных навыков.
Целостный, системный подход позволяет сформулировать многоуровневую структуру проблемы дезадаптированности детей с детским церебральным параличом. Физические дефекты инвалидов значительно затрудняют их контакты с окружающей средой, ограничивают участие в общественной жизни, негативно сказываются на личностном развитии: вызывают чувство беспокойства, иногда агрессии, неуверенности в себе, приводят к формированию комплекса неполноценности и эгоцентричных настроений.
Для детей с детским церебральным параличом характерны ряд существенных личностных проблем, обусловленных деформирующим влиянием хронического заболевания: нарушения психических познавательных функций, занижение самооценки и уровня притязаний, проявление акцентуаций черт характера. Это вызывает появление у них как внутренне-личностных, так и межличностных конфликтов.
Определенная изоляция детей с ограниченными возможностями от общественной жизни находит свое продолжение в отсутствии реальных гарантий на получение ими образования. Система специальных школ, сложившаяся в нашей стране, предполагает обучение в них только тех детей с физическими ограничениями, которые свободно и самостоятельно себя обслуживают и самостоятельно передвигаются. Дети, которые имеют более тяжелые функциональные ограничения, охвачены системой так называемого домашнего обучения, которое, за редким исключением, не позволяет им получить соответствующее образование и продолжать обучение в высших и средних учебных заведениях и реализоваться профессионально.
У детей с тяжелыми физическими ограничениями, вследствие отсутствия доступа к полноценной общественной жизни, блокируется личностное развитие; возникает потребность в предоставлении им социально-психологической помощи.
Согласно этого, необходимо решать:
- проблемы ребенка: поддержание здоровья, обеспечение эмоциональной поддержки, обучения;
- проблемы семьи: обучение родителей уходу за ребенком, решение психологических проблем, обеспечение финансовой поддержки;
- проблемы профессионалов: медики (поддержка здоровья детей), социальные работники (защита интересов детей и семьи), инженеры (разработка и изготовление специальных средств для поддержания эффективной жизнедеятельности и обучения), педагоги (разработка и внедрение специальных методов образования и воспитания детей и родителей), юристы (предоставление консультаций по вопросам действующего законодательства, гарантий и льгот);
- проблема общества - изменение отношения к инвалидам и семьям с детьми-инвалидами;
Таким образом, только комплексное решение данных проблем гарантирует достижение определенной социальной независимости и обеспечение социальной адаптации детей с детским церебральным параличом в обществе.
Структура жизненного сценария личности юношеского возраста
Поиск детерминирующих факторов развертывания жизненного пути индивида проходил на различных уровнях мировоззренческого видения человечества (мифологическом, религиозном, философском, научном). Человек как предмет познания изучается многими науками, осуществляющими описание индивида на соответствующих своему предмету исследования уровнях. Кроме того, изучение жизненного пути усложняется исследованием самого индивида: его поступков, мыслей, мотивов, целей и т.п. Именно поэтому, при поиске причин, обусловливающих жизненный путь личности, находим значительное количество методологических подходов, которые часто идут вразрез друг другу (в частности, «вечный» вопрос о соотношение воздействия на личность и ее жизненный путь врожденных характеристик и приобретенных).
Определим составляющие, анализ которых необходим для системного понимания жизненного сценария личности и специфики его осознания.
Во-первых, надо выделить особенности процесса взаимодействия личности с окружающим миром. Такое взаимодействие может происходить на трех уровнях: мира вещей («Я - Деятельность»); мира других людей («Я - Другие»); мира личного «Я» («Я - Я»).
Во-вторых, для понимания формирования и развертывания жизненного сценария индивида необходимо осуществить поиск детерминирующих факторов. Однако такой поиск не может быть сведен к выявлению простых причинно-следственных связей (когда существует прямая непосредственная связь между причиной и следствием). Ведь событие, которое произошло непосредственно перед каким-то другим, не всегда является его причиной. В реальной жизни причина и следствие могут быть разделены во времени (на что впервые обратил внимание Фрейд). Поэтому для системного исследования жизненного сценария личности необходимо также учитывать взаимодействие пространственно-временных характеристик ее жизни: взаимосвязь прошлого, настоящего и будущего.
Кроме прошлого, важная роль в организации поведения, деятельности и развертывании жизненного пути индивида, принадлежит процессу антиципации: человек имеет в виду не только прошлое, настоящее, но и будущее. То есть, на ход жизненного сценария человека влияют его ожидания и прогнозирования развертывания тех или иных событий, которые (по мнению индивида) могут иметь место в его будущем.
Следующей составляющей, необходимой для понимания специфики жизненного сценария личности, является знание о ее жизненных целях, устремлениях, убеждениях, отношениях, переживаниях и тому подобное. То есть эмоционально-мотивационная составляющая сценария. В теории транзакционного анализа эта составляющая частично отражена в понятии жизненной (экзистенциальной) позиции индивида.
Таким образом, структура жизненного сценария личности юношеского возраста включает в себя следующие составляющие:
- Процесс взаимодействия личности с окружающим миром (имеет три уровня):
- «Я - деятельность;
- «Я - Другие»;
- «Я - Я».
- Пространственно-временной аспект:
- прошлое (влияние родителей, событий детства и т.д.);
- настоящее (возможность реализации принципа «здесь и теперь»);
- будущее (ожидания, прогнозирования, опасения и т.д.).
- Эмоционально-мотивационная составляющая:
- экзистенциальная позиция индивида;
- жизненные цели;
- установки, убеждения и тому подобное.
Итак, для системного понимания развертывания жизненного сценария личности необходимо изучение вышеназванных составляющих. Такой подход дает возможность для более глубокого понимания причин возникновения жизненных ситуаций, поступков личности. Позволяет очертить пути помощи выхода личности за пределы собственного сценария.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)